25 января прошел пресс-показ нового фильма «Селфи» с Константином Хабенским в главной роли. Фильм выходит в прокат 1 февраля и мы попробуем ответить на главный зрительский вопрос: «стоит ли идти».
Режиссер Николай Хомерики прославился авторскими фестивальными фильмами. Его первым коммерческим, зрительским фильмом стал «Ледокол», вторым - «Селфи» - история по книге Сергея Минаева «Дyxless 21 века. Селфи».
На экране Хабенский в образе популярного писателя с проблемами сталкивается со своим двойником (это не спойлер, а пересказ трейлера). Как обычно, Сергей Минаев в роли сценариста и автора книги пытается создать образ человека, причастного к самой вершине социальной пирамиды. Его герой это - секс-символ, одновременно он влияет на политику, его жизнь похожа на гламурный инстаграмм. Одним словом, это улучшенная версия самого Минаева, выражение взгляда на литературу, как на бизнес.
Но вернемся к фильму. Перед нами триллер, в котором психология выходит на первый план, соединяя реальность и видения. Хабенский, как обычно, хорош, так же хороши эротические сцены с участием Юлии Хлыниной и Северии Янушаускайте. Нуарная эстетика фильма выглядит целостно, хотя фильм сложно назвать страшным.
В целом фильм оставляет двойственное впечатление. Наверное, режиссера Николая Хомерики подвел его опыт в авторском кино. Вся картина звучит на одной ноте, все снято в едином ритме, сложно выделить сцены большего и меньшего напряжения, кульминацию. Это экранизация мысли, какого-то важного образа, как и принято в арт-хаусе. На зрителя давят музыкой, цветовыми решениями, шумами, погодными явлениями. И если в «Ледоколе» такое однообразие играло на создание образа томительного ожидания, то в «Селфи» создалось ощущение смазанности акцентов и общей депрессивности. И к слову, в «Ледоколе» львиная часть времени посвящена событием во льдах далекого океана, но сцены за его пределами как раз оттеняют напряжённую атмосферу на корабле.
Не зря зрителям так часто запоминаются фильмы, построенные на сценах, оставляющих очень разные впечатления. Вспомним «Танцующую в темноте» фон Триера или «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Как пример можно, так же, взять любой фильм о войне: вот проводы героев, сцены в лагере с солдатскими шуточками, вот суровый и трагический бой. Контраст в ритме разных сцен, в музыке, освещении, монтажных решениях, эмоциях героев делает кино тем самым магическим фонарём со сменяющимися картинками, который способен собрать миллионы зрителей у экрана, огромные бюджеты, повлиять на мировосприятие целых поколений.
Так стоит ли идти? Да, если заранее настроится смотреть, как хорошие актеры вытаскивают не самый лучший текст и задумку, наполняя ее смыслом. К слову, авторы постарались сделать некоторые сцены символичными. Перед развязкой Хабенский глаголит «я сделал свой выбор» со своей столь узнаваемой хрипотцой. Режиссер постарался так обыграть эту фразу, чтобы зритель никак не мог пройти мимо нее. Как всем известно, Константин Хабенский исполнял песни Высоцкого, и серьезность, с которой его персонаж берется за исправление ситуации, напоминает актерские приемы Владимира Семеновича. К слову, очень удачно день предпремьерного показа совпал с юбилеем Высоцкого. В фильме есть и прямые отсылки - к примеру, герой играет с дочкой, которая якобы «ворует» его нос, что, конечно, отсылка к гоголевскому «Носу».
Отвечая на вопросы, Хабенский вспомнил «Иронию судьбы» с его неоднозначным главным героем. Жаль, в кадре не спели «и если вы не живете, то вам и не умирать», потому что фильм получился про принятие себя, настоящие и ложные цели, ошибки и их исправление. Так же вспомнили и пьесу Евгения Шварца «Тень», где перевернутая копия человека пыталась отнять у героя жизнь и возлюбленную.
В фильме звучит критика современной социальной реальности и желания людей жить не своей жизнью, транслирую ее через интернет. Вообще вопрос роли современных коммуникаций в жизни человека и их влияния на личность сейчас важен как никогда в нашем стремительно меняющимся мире.
Константин Хабенский рассказал, что раньше все предлагали артисту выпить, а теперь сделать селфи, но он считает, что и то, и другое, способно разрушить личность. Остальные участники пресс-конференции с ним не согласились – Юлия Хлынина вообще видит в селфи возможность психотерапии самого себя. Федор Бондарчук её поддержал, призвав всех не отставать от новых информационных технологий, которые позволят еще сильнее сократить дистанцию между создателями кино и простыми обывателями, позволят человеку легко создавать самостоятельный контент. Как итог, с Бондарчуком удалось сфотографироваться, а с Хабенским нет. К слову в фильме не было сделано ни одного селфи.
Сергей Минаев известен как писатель гламурных двухтысячных. И фильм по его роману получился чем-то немного ностальгическим. Дискуссии о уместности и эстетичности фотографирования самого себя отгремели, слово «selfie» полдесятилетия как внесено в Оксфордский словарь, гламур и наркотики давно не новость. Так что острой критики новых реалий не получилось, скорее раскрыт старый сюжет про героя и его альтер-эго, ставшее врагом. Наверно это про кризис, который посещает каждого человека, когда его социальная роль мешает его личностному развитию, тянет назад.
В заключение отмечу, что в «Селфи» снова, как почти во всех российских фильмах последних лет, есть тема любви к детям. Такой гуманизм помогает и зрителю, и герою найти некий выход из сложной ситуации. Да, это небольшой спойлер, но подробности развития сюжета вы сможете узнать в кинотеатре.