"Смерть Сталина" и смерть Сталина
03.02.2018 01:04
Посмотрел, наконец-то, скандальный фильм «Смерть Сталина», чей прокат отложило наше оскорбившееся министерство культуры. Британский режиссер Армандо Ианнуччи предлагает зрителю очередное комедийное творение на политическую тему. Он стал известен как автор сериалов, высмеивающих английский и американский политический истеблишмент, и вот теперь обратился к советской истории. Комедия «Смерть Сталина» повествует о дележе власти после смерти «отца народов» в 1953 году. Понятно, что это – не документальный фильм и он не претендует на полную историческую достоверность. Так, например, реальная Мария Юдина значительно старше своего экранного воплощения, события в реальности разворачивались не так стремительно и пр. Но надо понимать, что обсуждаемый фильм не только про события марта 1953 года в СССР, но и про опасности диктатуры в целом. Автор в абсолютно классической традиции высмеивает тирана, противопоставляя смех несправедливости.
Фильм получился достаточно увлекательным, динамичным, с яркими персонажами и красивой картинкой. Хотя все эти события достаточно драматичны, смотрится он с удовольствием. В нем нет откровенных сцен и затянутых картин жестокости. Комедийный эффект старательно создается за счет подачи самой ситуации, а не отдельных шуток. Кроме физиономий кучки функционеров, лица в кадре красивые, спины людей прямые - Жуков брутальный герой, пианистка Юдина – красавица – Эриния ( или Юдифь), на статистов приятно посмотреть. Фильм открывается и закрывается сценами концерта в консерватории, мы видим на экране красивые лица москвичей. Сам город выглядит чисто и аккуратно, а нарисованные Красная площадь и Собор Василия Блаженного в центральных сценах – по-имперски помпезно.
Армандо Ианнуччи привык снимать телевизионные сериалы и это явно оставило отпечаток на «Смерти Сталина». От первой до последней сцены в фильме происходит динамичное действие, интриги, диалоги, фильм затягивает сюжетом и палитрой конфликтов между персонажами, которые можно было бы растянуть на целый сезон сериала. В фильме нет сцен где герой остается один и размышляет, длительных сцен приема пищи, любовных сцен, длительных панорам архитектуры и природы. Перед нами почти экранизация пьесы – в каждом кадре двое или больше человек, нет ближних планов, сюжет двигают диалоги, а физиология героев убрана на второй план. В чем-то это напоминает политические пьесы Тома Стоппарда.
«Смерть Сталина» снят про СССР, но это и про политическую ситуацию, которая складывалась не раз в истории. В некоторые моменты фильма сложно отделаться от ощущения, что на экране Италия. Очень по-муссолиниевски выглядит воссозданная советская тоталитарная эстетика, динамика сцен и гражданский пафос отсылают к итальянскому неореализму, в марте вовсю зелень, а не метели, и финальная сцена происходит на залитом солнцем внутреннем дворике. Конечно, фильм не про Муссолини, тем более что в своих интервью режиссер вспоминал современных лидеров – Путина, Эрдогана, Трампа, но эстетика «большого стиля» вызывает ассоциации и с ним, и с Франко. Сейчас, когда на Западе тема иногда очень злой критики России актуальна, Армандо Ианнуччи снискал бы некоторую славу, нарисуй он современную Россию в тех же красках, что и БиБиСи и Дойче Велле, но, видимо, он решал иные художественные задачи.
Видно, что авторский коллектив работал с литературой, пытался «разглядеть» каждого персонажа, а не просто нарезал под музыку сцены насилия и разврата, показывая репрессии и грязь. Не будем трогать сюжет – дележ власти после смерти авторитарного лидера или даже тирана описал еще Шекспир. Тема вечная. В описываемом фильме подача и юмор, конечно, рассчитаны на массового зрителя, но режиссер постарался оставить в фильме небольшие зацепки для внимательных. К примеру, водитель на даче Сталина носит фамилию «Хрусталев», что недвусмысленно отсылает к фильму Алексея Германа «Хрусталев, машину!» 1998 года.
Как мне кажется, в характерах и поведении героев спрятан ответ, почему победил именно Хрущев. Я обратил внимание на тот момент, что узнав о том, что Сталин при смерти, Никита Сергеевич один явился не при полном параде, а надев пиджак на пижаму. Его пытаются укорить, но он отвечает, что приехал заниматься делами государственной важности. Маленькая деталь, но именно себялюбие, неумение посмотреть стратегически и действовать быстро помешали его соперникам.
Не будем раскрывать все тонкости сценария, поговорим о переносе фильма. Самое важное в том, что показ фильма в Великобритании и других фильмах начался еще осенью, а о съемках было известно давно. И если и стоило оскорбиться, то делать это надо было несколько месяцев назад, тем более, что в англоязычных странах живет столько наших соотечественников. Даже сын Хрущева живет в США и вот сейчас шлет в Россию письма о своей горькой обиде за опороченную честь отца.
Как случился отзыв прокатного удостоверения? Наши «деятели искусства» и прочие «причастные» собрались на закрытый кинопоказ в Минкульте и вынесли вердикт, (конечно, единогласно) что фильм безнравственный и очень слабый. Но они забыли, какие порочащие не столько советское руководство, но подвиг простых людей фильмы снимали сами российские режиссеры, к примеру Михалков и Бондарчук. Михалковское «Предстояние» вытащило все самые мерзкие гитлеровские мифы, показав оскорбительную клоунаду вместо фильма о войне. Сталина там лицом в торт, кстати, макнули, а советские солдаты это такое быдло с черенками от лопат, которое гонят на убой пулеметами. Все, конечно, пьяные, один Михалков как супер-герой своим подвигом и удачей выигрывает войну. «Сталинград» Бондарчука не сильно лучше – да вы и сами знаете. Это я еще не говорю про череду фильмов поменьше, вроде бесконечных «Шрафбатов». Но несмотря на то, что живые еще ветераны каждый раз пытаются что-то сказать, вся та же публика одобряет своих сотоварищей, на Михалкова даже школьников водили. Посмотрите, дети, какие грязные дураки ваши прабабки и прадеды – патриотическое, короче, кино, жалко, Эйзенштейн не дожил.
И всем понятно, что отзыв прокатного удостоверения и перенос фильма не помешает тем, кому интересно, этот фильм посмотреть в интернете, как это и сделал автор. Более того, перенос премьеры сделал фильму неплохую рекламу. Но суть запрета-переноса совсем не в этом – представители наших старых советских элит, в частности культурных и околополитических, которые занимают свои места благодаря старым заслугам и которые, чаще всего, начинали с высокого социального старта, хотят показать гражданам России, как они сильны. На острие атаки все тот же Никита Михалков, сын автора советского и нынешнего гимна, лучший друг любого режима (посмотрите в ютубе как подобострастно он за Ельцина, например, агитировал).
Эта демонстрация силы исключительно для «внутреннего использования» - за рубежом Россию представляют сериал про Троцкого и фильмы Звягинцева. Но внутри России постоянно по ТВ и на радио «обсуждают» Сталина, и приводится статистика, согласно которой якобы две трети россиян любят Сталина, а одна треть обожает. При этом я совершенно не против опытных людей, которые занимают место в культуре за счет того, что постоянно делают что-то новое – Марлену Хуциеву 92 года, а он готовит новый фильм про Толстого, Чехова и Горького, автор сам был на презентации. Но есть и другие представители старшего поколения. К примеру, самая многословная и крикливая сторонница запрета фильма – Елена Драпеко. В молодости она снялась, в частности, в военном фильме «…А зори здесь тихие» 1972 года. Фильм очень хорош и его трудно обвинить в непатриотичности, но сцену в бане, в которой участвовала сама Драпеко, даже сейчас можно назвать очень смелой и откровенной.
Как мы знаем, президент страны открывает памятники жертвам политических репрессий и не демонстрирует каких-либо симпатий в адрес Сталина. Однако попытки некоторых сил подсунуть сталинизм как государственную идеологию впечатляют своей наглостью. К примеру, этим летом шли съемки фильма «Увидеть Сталина», где рассказывалось о танковом пробеге двух прототипов танка Т-34 из Харькова в Москву, чтобы показать их ходовые возможности. Но только в фильме им мешают черносотенцы-белогвардейцы (в 1940 году, ага), а Сталин подается как «цель и награда». В целом, полный набор пропаганды времен СССР – белые были против развития страны, а Сталин мудрый и великий друг всех хороших людей. Вспоминается, что в начале войны в советской прессе еще были публикации о том, что немцы везут в СССР царя, попов и буржуев, чтобы вернуть старые порядки. После небольшой дискуссии за закрытыми дверями фильм «Увидеть Сталина» стал более адекватным, называется он теперь «Танки» и помешать пробегу пытаются гитлеровцы. Представляю, какая будет драка во время монтажа фильма из старых и новых сцен.
Одним словом, старые элиты пытаются держаться из последних сил. Все это примета нашего времени – нет расстрелов, ссылок, да и продолжительность жизни резко выросла. Одновременно Путин как политик выстраивает сложный многосоставный консенсус и очень тяжело расстается с людьми. Я не призываю ни к каким средневековым жестокостям и, более того, я всецело за гуманизм как норму жизни. Но мы должны понимать, что в реальности «советские» ничего не решают – во внешней политике у них нет слова, вдова Солженицына присутствует на торжественных мероприятиях, люди, открыто критикующие Сталина и даже весь советский период, имеют все возможности высказывать свою позицию. Фильмы, опять же, то про Колчака, то про Троцкого.
Адекватным людям остается только понимать, что сила «советских» элит это - мираж, и сделать все, чтобы посты в культуре занимали люди, которые прямо сейчас делают что-то крутое и актуальное. И «Смерть Сталина» посмотреть стоит только потому, что он очень больно бьет по нашему телебалагану, который все хочет приватизировать право решать, что дозволено, а что нет. Одним словом, смотрите - если сами не найдете, автор может поделиться ссылкой.
P.S. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Конституция Российской Федерации, статья 44, пункт 2