Венская императорская филармония снова в Москве
19.03.2018 13:05
Двадцать четвертого марта в Московском Международном доме музыки Венская императорская филармония представит свою новую программу: "Шедевры трех столетий: от Штрауса до мелодий Голливуда".
Конечно, точнее было бы ее назвать "От Генделя до мелодий Голливуда". Во-первых, Гендель тоже представлен в программе, во-вторых, Гендель - современник Петра Первого, а Штраус-отец – современник Пушкина. Но дело в том, что имя Штраусов отца и сына столь неразрывно связано со столицей Австрии, что организаторы решили лишний раз отдать им дань уважения.
В прошлом году музыканты Венской Императорской Филармонии представляли в Москве программу, целиком составленную из шедевров киномузыки. В этом - они предлагают слушателям поучаствовать в интересном эксперименте, соединив в одной программе музыку Эндрю Ллойда Уэббера, кинокомпозиторов Джона Уильямса и Ханса Циммера, вальсы Штрауса и фрагмент из оперы Генделя "Соломон", который обычно называют "Прибытие королевы Шебы" (более привычное для нас название "Прибытие царицы Савской").
Оратория "Соломон" рисует музыкальный образ царства-утопии и была написана Генделем в 1748 году. Тема идеального царства вполне естественная для этого жанра. Оратории исполнялись в театрах, преимущественно, в Великий пост и по существовавшей традиции рассказывали библейские истории. «Соломон» Генделя это еще один пример того, как религиозные сюжеты и персонажи перемещаются в произведения, по сути, светского содержания, ведь музыкальный язык «Соломона» весьма далек от сдержанности традиционной церковной музыки.
Музыковеды спорят о том, почему Гендель так часто обращается к ветхозаветным историям. Возможно, они ему просто искренне нравилась своей трагической силой, накалом страстей, яркими метафорами. Во всяком случае, персонажи его ораторий часто бывают куда более убедительны психологически и драматургически, чем герои его же итальянских опер.
Современники находили в ораториях Генделя массу политических аллюзий, нам же представится возможность вживую сравнить его творчество с творениями композиторов, работавших, например, с образами "Пиратов Карибского моря".
Сейчас мы можем сказать, что уже с рубежа XIX и XX веков киномузыка становится одним из важнейших пластов культуры. Ведь еще на заре кинематографа туда приходят крупные признанные композиторы, например, Камил Сен-Санс, который в 1908 году станет автором музыки для фильма "Убийство герцога Гиза» ( естественно в те годы музыка исполнялась отдельно специально приглашенными музыкантами)
Когда же звук приходит в кино в полном объеме, вместе с ним приходят туда Шостакович и Прокофьев, Шнитке и Шварц, Легран, Ллойд Уэббер, Хорнер и многие другие.
И теперь новая программа Венской императорской филармонии позволит в полной мере оценить включенность работ кинокомпозиторов в трехвековой музыкальный контекст, а заодно и вспомнить шедевры, созданные в Вене за целых три века, которые она является музыкальной столицей Европы.