Венская императорская филармония снова в Москве
19.03.2018 13:05
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
Двадцать четвертого марта в Московском Международном доме музыки Венская императорская филармония представит свою новую программу: "Шедевры трех столетий: от Штрауса до мелодий Голливуда".
Конечно, точнее было бы ее назвать "От Генделя до мелодий Голливуда". Во-первых, Гендель тоже представлен в программе, во-вторых, Гендель -  современник Петра Первого, а Штраус-отец – современник Пушкина. Но дело в том, что имя Штраусов отца и сына  столь неразрывно связано со столицей Австрии, что  организаторы решили лишний раз отдать им дань уважения.
255378e90db5c614f4bffdce4b3d7b5aaf8b0372a8e.jpg
В прошлом году музыканты Венской Императорской Филармонии представляли в Москве программу, целиком составленную из шедевров киномузыки. В этом -  они   предлагают слушателям поучаствовать в интересном эксперименте, соединив в одной программе музыку Эндрю Ллойда Уэббера, кинокомпозиторов Джона Уильямса и Ханса Циммера, вальсы Штрауса и фрагмент из оперы Генделя "Соломон", который обычно называют "Прибытие королевы Шебы" (более привычное для нас название "Прибытие царицы Савской"). 
Оратория "Соломон" рисует музыкальный образ царства-утопии и была написана Генделем в 1748 году. Тема идеального царства вполне естественная для этого жанра. Оратории исполнялись в театрах, преимущественно, в Великий пост и по существовавшей традиции рассказывали библейские истории.  «Соломон» Генделя это еще один пример того, как религиозные сюжеты и персонажи перемещаются в произведения, по сути, светского содержания, ведь музыкальный язык «Соломона» весьма далек от сдержанности традиционной церковной музыки. 
d1d1d899c0d0e8c4bd1138bbe1733c5aaf8b19bdec1.jpg
Музыковеды спорят о том, почему Гендель так часто обращается к ветхозаветным историям. Возможно, они ему просто искренне нравилась своей трагической силой, накалом страстей, яркими метафорами. Во всяком случае, персонажи его ораторий часто бывают куда более убедительны психологически и драматургически, чем герои его же итальянских опер.
Современники находили в ораториях Генделя массу политических аллюзий, нам же представится возможность вживую сравнить его творчество с творениями композиторов, работавших, например, с образами  "Пиратов Карибского моря".
Сейчас мы можем сказать, что уже с рубежа XIX и XX веков  киномузыка становится одним из важнейших пластов культуры.  Ведь еще на заре кинематографа туда приходят крупные признанные композиторы, например, Камил Сен-Санс, который в 1908 году станет автором музыки для фильма "Убийство герцога Гиза» (  естественно в те годы музыка исполнялась отдельно специально приглашенными музыкантами)
Когда же звук приходит в кино в полном  объеме, вместе с ним приходят туда Шостакович и  Прокофьев, Шнитке и  Шварц, Легран, Ллойд Уэббер, Хорнер и многие другие.
И теперь новая программа Венской императорской филармонии позволит в полной мере оценить включенность работ кинокомпозиторов в трехвековой музыкальный контекст, а  заодно и вспомнить шедевры, созданные в Вене за целых три века, которые она является музыкальной столицей Европы.

Добавить комментарий