Клавишей стая...
30.03.2018 23:39
28 марта в концертном зале музея им. Вернадского прошел концерт Олега Вайнштейна. Большинство приглашенных были сотрудниками РАН, так что можно сказать, что в это день у самых стен Кремля встретились наука и искусство.
Получилось, что концерт совпал с днем траура и поэтому в и так очень академическую программу были внесены некоторые коррективы. Слушая трагические произведения Рахманинова и Шопена, я обратил внимание, что не все огни за окном были электрическими – волнующимися желтыми языками хорошо был виден Вечный Огонь. Наверное, в ситуации общенационального траура очень важно продолжать делать свое дело, помочь людям пережить горе, дать возможность реализовать культурные потребности. В этот момент на первый план выходят катарсическая и ценностно-агломерирующая функции искусства, про которые мы нередко забываем в обычные дни.
Концерт прошел с огромным успехом, благодарная публика провожала каждое произведение аплодисментами и долго не отпускала артиста после концерта.
Если же говорить о личных впечатлениях, то я смотрю на Олега Вайнштейна, прежде всего, как на мастера музыкальной импровизации. И в этот раз маэстро развивал следующие предложенные публикой темы: музыку из фильмов «Метель» Свиридова и «Тот самый Мюнхгаузен» Рыбникова, «Обливион» Пьяцоллы и «Шербургские зонтики» Леграна, а после этого в блестящем стиле сыграл собственную версию «Голубой рапсодии» Гершвина.
Говоря об импровизационном даре Олега Вайнштейна нельзя не вспомнить, что кроме сольной карьеры он выступает как концертмейстер с такими признанными вокалистами, как народный артист РФ Василий Герелло и народный артист РФ Олег Погудин. Это сам по себе уникальный случай. Ведь если сольная карьера требует от артиста сверхсубъектности, то работа концертмейстера, наоборот, состоит в том, чтобы оставаясь на первый взгляд в тени, помочь раскрыться певцу. Сочетать обе этих ипостаси творчества могли немногие, среди них, например, Сергей Рахманинов. Видимо, именно диалогичность и импровизационный дар и помогают Олегу Геннадиевичу успешно выступать в столь разных исполнительских качествах.
Кроме этого на прошедшем концерте у артиста была еще одна миссия. Он стал одним из немногих, кому довелось играть на единственном в России рояле Фациоли.
Как итог прекрасный инструмент стал полноправным участником концерта: казалось, что роялю и пианисту жаль расставаться друг с другом.
В заключение добавлю, что атмосфера в зале была удивительной. Наверно потому, что ученые это - самая благодарная публика, ведь они в силу профессии призваны сохранять детскую восприимчивость и интерес к окружающему на протяжении всей карьеры, а это так важно для восприятия музыки.