"Собибор". Рецензия после предпоказа
27.04.2018 13:00
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
3 мая на экраны нескольких стран (Польши, Израиля и др.) выходит фильм «Собибор», повествующий об успешном восстании в нацистском лагере с одноименным названием. 25 апреля состоялся финальный предпоказ фильма перед прокатом.
«Собибор» - первая режиссерская работа Константина Хабенского,  он же является исполнителем  роли Александра Печерского. Во многом фильм это-  результат скрупулезного изучения воспоминаний участников событий: лагерь воссоздан на основании археологических раскопок, сам ход восстания показан по книге его главы.
 Александр Аронович Печерский попал в плен еще осенью 1941 года, и как еврея его ждала смерть. Лагерь «Собибор» был его не первым местом заключения, но по планам немцев он должен был быть  уничтожен именно там. Александр Печерский не смирился со своей участью. 14 октября 1943 года он организовал побег, но не только для себя и нескольких товарищей - он постарался спасти всех, организовав восстание. Это было единственное успешное восстание в нацистском лагере смерти. Более половины заключенных вырвалось на свободу, часть из них смогла присоединиться к партизанским отрядам. К сожалению, из 550 заключенных лагеря «Собибор» до конца войны дожило только 53 человека, но многие из них приняли участие в дальнейшей борьбе против нацистов. Александр Аронович умер в 1990 году в возрасте 80 лет, успев поучаствовать в процессах против охранников лагеря «Собибор» и оставив после себя достаточно подробные воспоминания. 
659aea05339b26644e8dc82fc47c255ae2f37986160.jpg
На пресс-конференции после показа почти все вопросы были обращены к Константину Хабенскому. Но я спросил у немецких актеров, которые играли эсэсовцев – не стал для них опыт съемок чем-то вроде «Стэндфордского эксперимента», смогли ли они что-то понять для себе в ходе работы над фильмом, понять что-то про историю своей страны. Вопрос для Вольфганга Черны и Филиппа Рейхардта оказался непростым и неожиданным. Кроме общих слов, Филипп Рейхардт поделился, что ему было тяжело пережить смерть своего персонажа из-за того что она произошла в реальности и из-за того, что убивший его персонажа заключенный еврей Шломо в своих воспоминаниях называет убийство «лучшим моментом жизни».
Уже после конференции я пообщался Вольфгангом Черны и он со слезами на глазах рассказал, что для него это был очень сложный опыт, который заставил его о многом задуматься. 
Фильм о таких страшных событиях не может не содержать жестоких и циничных сцен, естественно, что  некоторые зрители не выдержали и покинули зал или углубились в телефоны до конца показа. Но тем не менее, создатели фильма настояли на маркировке «12+», то есть ученики средней школы смогут посмотреть «Собибор». Отвечая на вопросы журналистов, Константин Хабенский подчеркнул, что очень хотел бы, чтобы юные зрители посетили кинозалы. Актер и теперь уже режиссер сказал, что на молодого человека сейчас выливается множество сцен жестокости в кино и компьютерных играх, а его фильм как раз призван показать пагубность насилия. 
Развивая мысль Константина Хабенского хочется поговорить об одном важном моменте. К счастью, годы Великой Отечественной Войны все дальше от нас, но все меньше остается ветеранов и живых свидетелей событий. Современные школьники сейчас все реже могут получить живое общение с ветеранами – шутка ли, заставшим войну во взрослом возрасте сейчас уже за девяносто лет. И теперь искусство, и в частности кино призвано не только осмыслить войну и дополнить живые воспоминания зрителей или рассказы старших, а для начала показать, какие страшные и сложно представимые для современного обывателя события происходили в те годы. Кроме памяти, из тех событий человечество должно вынести еще и опыт – понять как такое возможно, как раскручиваются спираль насилия и не допустить ничего подобного. 
И тут хочется лишний раз похвалить всю съемочную группу и консультантов проекта за достоверность. Почти полностью выдуманной является только сцена безумной вечеринки бойцов СС. Так перед нами фактически учебник жизни, который мне, человеку еще молодому, хочется пересматривать с целью почерпнуть как можно больше тонкостей, как можно точнее понять сложные грани человеческой сущности. Хабенский сказал про свое творчество: «Для меня чем сложнее, тем интереснее» -  и зритель, который пойдет в кинотеатр, должен понимать, что ему предлагают совершить серьезную работу над собой. Во всяком случае, съемочной группе удалось сначала  серьезно напрячь мою нервную систему, а потом дать разрешение стрессовой ситуации – яркие ощущения, которые запомнятся надолго.
 В Охране лагеря «Собибор», как и в целом в гонениях на евреев и другие народы Восточной Европы активно участвовали украинцы, что подтверждается архивными документами и результатами судебных процессов.  Немцы часто старались «не пачкаться» и выступать в роли «всего лишь» руководителей, организаторов, идеологов, оставляя черную работу другим. Этот факт, безусловно, нисколько не умаляет их вины. И в фильме показано разделение на эсесовцев и «капа» или «хиви», но не подчеркивается украинское происхождение большинства «добровольных помощников» охраны «Собибора» (наверно самый известный из них – Иван Демьянюк). Нам не  рассказали про якобы «про-украинскую» идеологию, которую активно распространяла пропаганда Третьего Рейха, что на мой взгляд правильно, так как это – художественное произведение. Тем не менее, дотошный зритель легко найдет   эту информацию, которая сейчас, к сожалению, вновь оказывается актуальной.
5ec29eb6ce1fa9af6814ac77dc56b05ae2f3841317a.jpg
Справедливости ради надо заметить, что не только украинцы сидели на вышках с пулеметами в «Собиборе» или участвовали в почти провальном преследовании беглецов – в этих и других преступлениях отметились люди разных национальностей. Тем не менее мы никогда не забудем подвиг Праведников Мира и других людей из разных стран, которые по мере сил помогали беглым узникам концлагерей, евреям и военнопленным, участвовали в Сопротивлении.
И тут мы видим, как легко, к сожалению, насилие находит союзников. И хочется говорить об этом не ради модного нынче осуждения слов, жестов, намеков, которые  могут быть только обидными. Речь идет о другом насилии.  Хочется говорить о том, что человечество, масса людей, ведомая эмоциями, может скатиться в пропасть, когда обман, запугивание, наше бездействие заставят нас стать «добровольными помощниками» зла. К слову об обмане – уничтожение евреев в Третьем Рейхе было прикрыто искусной ложью и держалось в секрете от населения. В фильме «Собибор» очень четко показано, как вновь прибывшие в лагерь евреи находятся в неведении о своей судьбе и верят в «переселение на земли, освобожденные Вермахтом». Находятся персонажи, которые даже слишком долго верят в «немецкую честность» - и это летальная ошибка.
Хочется вспомнить  один интересный с точки зрения психологии момент фильма -  в финале есть сцена, где евреи бегут на свободу мимо раненого начальника лагеря, в которого перевоплотился небезызвестный Кристофер Ламберт. Он лежит на земле и смотрит на происходящее, не в силах помешать краху своего дела, но евреи, пробегая мимо, снимают перед ним головные уборы, как их заставляли делать охранники лагеря. К слову, начальник лагеря Карл Френцель ухитрился до 1962 прожить в роли простого электрика во Франкфурте-на-Майне, и только потом его настигло правосудие за массовое уничтожение евреев. Эта сцена, как и сам фильм в целом, показывает, что к насилие оставляет глубокий след и такие последствия, от которых нам всем еще предстоит избавляться 
Итак, зрители сходят на фильм: кто-то будет шокирован, кто-то получит для себя важный опыт. Но на этом все не закончится - часть выручки пойдет на помощь детям с онкологией головного мозга, и это окончательно делает фильм «Собибор» не просто кинопродуктом, а заметным явлением. Благотворительность становится завершающей, а может самой важной частью деятельности Константина Хабенского по созданию фильма «Собибор». Даже если это не спасет всех нуждающихся, важно,  что в наше сложное время зрители из разных стран объединятся ради благородного дела помощи детям.  



Сегодня утром (28 апреля) вышло интервью Дудя с Константином Хабенским. Только несколько минут интервью посвящены «Собибору». Хабенский немного  рассказал о том, как создавались звуковые эффекты, сопровождающие картину.
https://youtu.be/yZIT6ZtsNxI


    



Добавить комментарий