8 мая в Доме музыки прошел концерт Олега Погудина «Песни Великой войны». Погудин как артист может только удивлять своим постоянством – уже традицией становятся восторги публики, продолжительные овации и очень яркие впечатления во время и после концерта.
Очень интересно наблюдать за тем, как обновляется репертуар артиста, углубляется и становится более низким и зрелым звучание голоса, возникают новые программы. Но в майские дни в исполнении Погудина всегда звучали и звучат песни, которые знает, любит и поет каждый. И хочется порассуждать о том, зачем мы снова и снова повторяем одни и те же слова и мелодии.
Взглянем на публику: 8 мая в камерном зале ММДМ было больше, чем обычно, молодежи и людей с детьми, некоторым из которых было меньше десяти лет. То есть это люди, для которых война – дело даже не прадедов, а прапрадедов, а истории о войне часть семейной истории. Сейчас, к сожалению, все меньше остается людей, которые участвовали в войне и могут рассказать о ней. Она становится частью предания, легенды - того, что знают и обязаны знать все жители одной страны. Недаром само слово «легенда» переводится с латыни как «то, что следует прочесть». Например, «Илиада» и «Одиссея» в свое время стали «общегреческой» легендами античности, сыграв при этом ценностно-агломерирующую роль.
Владимир Яковлевич Пропп, автор классической работы «Морфология волшебной сказки» проанализировал множество сказок разных народов и выявил общие структуры и закономерности. В основе каждой сказки лежит простой сюжет – появляется вызов и Герой отправляется в путешествие. Найдя средство, герой побеждает зло и получает награду.
Посмотрим в свете теории Проппа на психологические функции предания о войне, которое неизбежно приобретает черты и функции сказки. Их задача - не только развлечь ребенка, но и дать ему через сказку уникальный опыт, который во взрослой жизни позволит ему реализовать себя. Ребенок должен научиться принимать на себя ответственность, должен быть готов сперва «отправиться в путешествие», а потом из него «вернуться» и должен понимать, что это «путешествие» его изменит. И цикл военных песен и само предание о войне, которое взрослые стремятся передать детям, соответствует схемам, описанным Проппом.
Конечно, каждая в отдельности песня не содержит полного сказочного сюжета. Но обратим внимание на то, что у Проппа описание типичных сюжетных ходов строится на описании действующих лиц и их функций. Всего типичных действующих лиц семь и они не обязательно все есть в сказке. А действующие лица песен военных лет вполне могут выполнить функции персонажей сказки. В центре сюжета борьба героя и антагониста. Герой - самая сложная фигура, потому что именно с ним должен ассоциировать себя слушатель. Есть так же «помощник» и «Даритель» - персонажи, которые помогают герою и «Отправитель» - персонаж, который отправляет Героя на подвиг. В роли желанной награды может выступать «Царевна» или «Царевич» и в некоторых сказках присутствует «Ложный герой» - персонаж, действия которого заставляют Героя при возвращении домой доказывать, что он и есть Герой.
Итак, мы видим, как герой военной песни собирается в дорогу. Девушка, подруга Героя может играть в разных песнях разные роли. Часто она «Отправитель»:
На позицию девушка
Провожала бойца,
Тёмной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
*****
Я уходил тогда в поход
В суровые края,
Рукой взмахнула у ворот
Моя любимая.
*****
А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню так:
- Партизанский молдаванский
Собираем мы отряд
Нынче рано партизаны
Дом покинули родной
Ждет меня дорога
К партизанам в лес густой
*****
Но также девушка может быть «Помощником» или даже «Дарителем», который дает Герою средство для Победы:
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружиться.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
*****
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как и в волшебной сказке, противопоставляются два мира - дом, где живет Герой, и война.
Прощайте, скалистые горы!
На подвиг Отчизна зовет.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
*****
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал - дорога к ней
Ведет через войну.
Возвращение героя так же можно описано в военной песне:
Ты ждёшь, Лизавета,
От друга привета.
Ты не спишь до рассвета,
Всё грустишь обо мне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
На горячем боевом коне.
Но, как часто бывает в сказке, возвращение не всегда бывает счастливым:
Враги сожгли родную хату
Сгубили всю его семью…
К чему здесь этот подробный (возможно слишком) анализ текста?
К тому, чтобы обратить внимание читателя на то, что все военные песни затрагивают самое глубинное и вечное, что есть в нашей жизни.
Война, период испытаний всегда отбрасывают все ложное, наносное, оставляя настоящее подлинное, то, что приходит из мифа, из глубины народной жизни и потом вновь становится мифом.
Вернемся к концерту.
Мы знаем, что деды Погудина прошли войну . Возможно еще и поэтому он так глубоко и честно и как артист, и как гражданин переживает все то горе, которое принесла война.
Но это глубокое искреннее гражданское чувство сочетается в его работе с серьезным литературоведческим осмыслением материала. Артист представил очень цельную программу, в которой представление о войне было во многом схоже с представлениями шестидесятников. Его лирический герой – герой «лейтенанской прозы», не забывший окопы Сталинграда. Именно в этой прозе, в стихах поэтов-фронтовиков, в легендарном спектакле «Таганки» «Павшие и живые» с незабываемым Высоцким и было заложено то глубокое, мифологическое, внепартийное и внеклассовое понимание прошедшей войны, как общенародной трагедии и времени общенародной славы. Вспомним стихи того времени:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград
*****
Не до ордена.
Была бы Родина…
Восьмидесятые-девяностые размыли эту цельность, но теперь мы вновь возвращаемся к ней, как, видимо, к единственно возможному пути осмысления общей беды и общей Победы. Не зря же концерт открылся песней Окуджавы «После дождичка…» из фильма «Законный брак». Песней автора бесконечно мужественного и бесконечно же тонкого. Сострадательного и не побоявшегося сказать про «проливается черными ручьями эта музыка…».
И знаковым было его окончание, когда певец не вышел кланяться к авансцене, а встал в один строй с музыкантами. В тот общий строй, в который все мы встали уже на следующий день 9 мая на шествии «Бессмертного полка».
Концерт вышел по-настоящему трагичным, хотя общее настроение оттенялось некоторыми веселыми песнями. Огромная нагрузка выпала на долю музыкантов, которые своими произведениями то подчеркивали передаваемые песнями эмоции, то работали на контрасте с ними, создавая общую палитру даже не концерта, а спектакля. Не секрет, что часто люди плачут на концертах Погудина, и концерт 8 мая не стал исключением. С уверенностью могу сказать, что для многих такие чистые и искренние эмоции артиста стали возможностью испытать сильные трагические чувства. Но испытав эти чувства, люди уходили из зала с чувством обновления.
https://youtu.be/-tBDELky7Mc
А тексты у Вас, Георгий, хорошие. И темы Вы выбираете интересные.