Спой ты мне про войну...
12.05.2018 21:39
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

8 мая в Доме музыки прошел концерт Олега Погудина «Песни Великой войны». Погудин как артист может только удивлять своим постоянством – уже традицией становятся восторги публики, продолжительные овации и очень яркие впечатления во время и после концерта.

Очень интересно наблюдать за тем, как обновляется репертуар артиста, углубляется и становится более низким и зрелым звучание голоса, возникают новые программы.   Но в майские дни в исполнении Погудина всегда звучали и звучат песни, которые знает, любит и поет каждый. И хочется порассуждать о том, зачем мы снова и снова повторяем одни и те же слова и мелодии.

Взглянем на публику: 8 мая в камерном зале ММДМ было больше, чем обычно, молодежи и людей с детьми, некоторым из которых было меньше десяти лет. То есть это люди, для которых война – дело даже не прадедов, а прапрадедов, а истории о войне часть семейной истории. Сейчас, к сожалению, все меньше остается людей, которые участвовали в войне и могут рассказать о ней. Она становится частью предания, легенды - того, что знают и обязаны знать все жители одной страны. Недаром само слово «легенда» переводится с латыни как «то, что следует прочесть». Например, «Илиада» и «Одиссея» в свое время стали «общегреческой» легендами  античности, сыграв  при этом ценностно-агломерирующую роль.

Владимир Яковлевич Пропп, автор классической работы «Морфология волшебной сказки» проанализировал множество сказок разных народов и выявил общие структуры и закономерности. В основе каждой сказки лежит простой сюжет – появляется вызов и Герой отправляется в путешествие. Найдя средство, герой побеждает зло и получает награду.

Посмотрим в свете теории Проппа на психологические функции предания о войне, которое неизбежно приобретает черты и функции сказки. Их задача - не только развлечь ребенка, но и дать ему через сказку уникальный опыт, который во взрослой жизни позволит ему реализовать себя. Ребенок должен научиться принимать на себя ответственность, должен быть готов сперва «отправиться в путешествие», а потом из него «вернуться» и должен понимать, что это «путешествие» его изменит. И цикл военных песен и само предание о войне, которое взрослые стремятся передать детям, соответствует схемам, описанным Проппом.

69d2eb5614d630781b1e690e25b0795af733bd48459.jpg

Конечно, каждая в отдельности песня не содержит полного сказочного сюжета. Но обратим внимание на то, что у Проппа описание типичных сюжетных ходов строится на описании действующих лиц и их функций. Всего типичных действующих лиц семь и они не обязательно все есть в сказке. А действующие лица песен военных лет вполне могут выполнить функции персонажей сказки. В центре сюжета борьба героя и антагониста. Герой - самая сложная фигура, потому что именно с ним должен ассоциировать себя слушатель. Есть так же «помощник» и «Даритель» - персонажи, которые помогают герою и «Отправитель» - персонаж, который отправляет Героя на подвиг. В роли желанной награды может выступать «Царевна» или «Царевич» и в некоторых сказках присутствует «Ложный герой» - персонаж, действия которого заставляют Героя при возвращении домой доказывать, что он и есть Герой. 

Итак, мы видим, как герой военной песни собирается в дорогу. Девушка, подруга Героя может играть в разных песнях разные роли. Часто она «Отправитель»:

 На позицию девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

***** 

Я уходил тогда в поход

В суровые края,

Рукой взмахнула у ворот

Моя любимая.

*****

А смуглянка-молдаванка

Отвечала парню так:

- Партизанский молдаванский

Собираем мы отряд

Нынче рано партизаны

Дом покинули родной

Ждет меня дорога

К партизанам в лес густой

*****

Но также девушка может быть «Помощником» или даже «Дарителем», который дает Герою средство для Победы:

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня темной ночью хранила.

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

 

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.

Вот и сейчас надо мною она кружиться.

Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

*****

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

 

Как и в волшебной сказке, противопоставляются два мира  - дом, где живет Герой, и война.

Прощайте, скалистые горы!

На подвиг Отчизна зовет.

Мы вышли в открытое море,

В суровый и дальний поход.

*****

И каждый думал о своей,

Припомнив ту весну,

И каждый знал - дорога к ней

Ведет через войну.

 

Возвращение героя так же можно описано в военной песне:

Ты ждёшь, Лизавета,

От друга привета.

Ты не спишь до рассвета,

Всё грустишь обо мне.

Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем боевом коне.

 

Но, как часто бывает в сказке, возвращение не всегда бывает счастливым:

Враги сожгли родную хату

Сгубили всю его семью…

К чему здесь этот подробный (возможно слишком) анализ текста?

К тому, чтобы обратить внимание читателя на то, что все военные песни затрагивают самое глубинное и вечное, что есть в нашей жизни.

Война, период испытаний всегда отбрасывают все ложное, наносное, оставляя настоящее подлинное, то, что приходит из мифа, из глубины народной жизни и потом вновь становится мифом.

Вернемся к концерту.

Мы знаем, что деды Погудина прошли войну . Возможно еще и поэтому он так глубоко и честно и как артист, и как гражданин переживает все то горе, которое принесла война.

Но это глубокое искреннее гражданское чувство сочетается в его работе с серьезным литературоведческим осмыслением материала. Артист представил очень цельную программу, в которой представление о войне было во многом схоже с представлениями шестидесятников. Его лирический герой – герой «лейтенанской прозы», не забывший окопы Сталинграда. Именно в этой прозе, в стихах поэтов-фронтовиков, в легендарном  спектакле «Таганки» «Павшие и живые» с  незабываемым Высоцким и было заложено то глубокое, мифологическое, внепартийное и внеклассовое понимание прошедшей войны, как общенародной трагедии и времени общенародной славы. Вспомним стихи того времени:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград

*****

Не до ордена.

Была бы Родина…

 

Восьмидесятые-девяностые размыли эту цельность, но теперь мы вновь возвращаемся к ней, как, видимо, к единственно возможному пути осмысления общей беды и общей Победы.  Не зря же концерт открылся песней Окуджавы «После дождичка…» из фильма «Законный брак». Песней автора бесконечно мужественного и бесконечно же тонкого. Сострадательного и не побоявшегося сказать про «проливается черными ручьями эта музыка…».

И знаковым было его окончание, когда певец не вышел кланяться к авансцене, а встал в один строй с музыкантами. В тот общий строй, в который все мы встали уже на следующий день 9 мая на шествии «Бессмертного полка».

Концерт вышел по-настоящему трагичным, хотя общее настроение оттенялось некоторыми веселыми песнями.  Огромная нагрузка выпала на долю музыкантов, которые своими произведениями то подчеркивали передаваемые песнями эмоции, то работали на контрасте с ними, создавая общую палитру даже не концерта, а спектакля. Не секрет, что часто люди плачут на концертах Погудина, и концерт 8 мая не стал исключением. С уверенностью могу сказать, что для многих такие чистые и искренние эмоции артиста стали возможностью испытать сильные трагические чувства. Но испытав эти чувства, люди уходили из зала с чувством обновления.


Добавить комментарий
15.05.2018 14:48
Анонимно
Спасибо, умно и интересно.
18.05.2018 00:55
Анонимно
"чистые и искренние эмоции" - это не про Олега Погудина :)
18.05.2018 10:49
Анонимно
Аноним, обычно называющий себя "Оксана Перегудова", Вы бы вязать, что ли, научились. Руки были бы точно так же заняты, как при писании гадостей, а к пенсии прибавка.
18.05.2018 11:15
Анонимно
Очень интересно, интересное сравнение со сказкой. Ведь и на самом деле так. Уже былинные герои...
18.05.2018 11:28
Анонимно
Мне "Перегудову" в чем-то жаль. Либо наняли, либо никак не поймет, что если женщина не нужна, то никак не нужна. Даже с доплатой) Она любит песни ставить, так вот для нее.
https://youtu.be/-tBDELky7Mc
А тексты у Вас, Георгий, хорошие. И темы Вы выбираете интересные.
18.05.2018 21:50
Анонимно
Неожиданно. Начал читать другие Ваши рецензии. Пишите еще!
Добавить комментарий