"Лето" или "Цой жив!"
08.06.2018 16:51
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

В прокат вышел новый фильм Кирилла Серебренникова «Лето», посвященный небольшому отрезку жизни (лето 1981 года) Виктора Цоя, лидеру группы «Зоопарк» Майка Науменко и его супруги Натальи.  В центре сюжета сам Цой, а все события крутятся вокруг записи первого альбома молодого музыканта и любовного треугольника.

Фильм можно назвать музыкальной драмой – неслучайно в Каннах «Лето» получило приз именно за лучший саундтрек. Одноименную с названием фильма песню исполнил Рома Зверь, который играет Майка Науменко. В фильме, что логично, много музыки – русский и иностранный рок.

Режиссер старательно погружает нас в атмосферу того времени – тоскливая советская реальность, квартирники, Ленинградский рок-клуб. Молодежь тусуется, выпивает, знакомится, эпатирует советских обывателей. На этом фоне становится понятен и главный посыл творчества группы «Зоопарк» и то, чем он отличается от творчества Виктора Цоя и группы «Кино».

ee5799fb9e1fc7a9ab285f7911faa55b1a8981efe52.jpg

Майк Науменко и его группа – островок всего несоветского в Ленинграде. Прически, увлечение иностранной музыкой, распущенный по меркам «комсомольской морали» образ жизни. Музыканты и их фанаты старались жить в мире западного рок-н-рола и даже вступить в диалог с иностранными исполнителями. Отсюда, наверно, и такая жажда копировать, если не украсть, музыку и стиль таких групп, как The Doors, Led Zeppelin, The Beatles и так далее. Для лидера группы «Зоопарк» это эстетика красивой жизни, танцев, открытого общения с противоположным полом. Но нет, это не протест, не борьба с советской властью – в этом мире много женщин, но ни одна из них не похожа на «Свободу на баррикадах».

Творчество Цоя  проще, но и политики в нем в разы больше. Тут лирический  герой это самый простой парень без черных очков Майка Науменко. «Наши песни про пролетариат» – эти слова помогают героям пройти цензуру, ведь без «литования» на сцене Ленинградского рок-клуба выступить было нельзя. Этот самый «пролетарий» из песен Цоя живет в советской хмурой действительности и пытается осознать себя. В фильме показано, как во время первого своего выступления Виктор Цой играет песню «Битник», в которой как бы обращается к своему отцу, который в свое время тоже был «неформалом». А битников советская власть ой как не любила – это был вызов, за который могли жестко наказать. И все мы помним, что в итоге Цой спел «Звезду по имени солнце» и «Перемен!», став, наверно, самым протестным рокером времен перестройки.

56c766f4deb6f7c1d9c044cc9762b95b1a89881f458.jpg

Говоря о роке в СССР, мы не можем не вспомнить его протестную составляющую. Но чего нет в фильме Серебренникова, так это уже ставшей мемом «кровавой гэбни». Герои все больше погружены в свои отношения и творчество. Режиссер специально снял несколько сцен, которые могли добавить остроты фильму. Но каждый раз в кадре появлялся человек с табличкой «этого не было». По моему мнению, за это стоит уважать Серебренникова – он сумел обыграть ситуацию так, что и конфликты обострил, разбавив любовные переживания героев, и достоверность повествования не нарушил. Это своего рода шутка над теми, кто представляет себя рокеров, сметающих комсомольцев, милицию и дружинников и не идущих ни на какие компромиссы с администрацией клуба и представителями партии. Вспомним так же, что сейчас Серебренников находится под домашним арестом. В этой ситуации он мог бы снять полную «чернуху», выплеснуть на экраны протестную агитку, провести параллели – но режиссер остановился на идее очень точно реконструировать события и отдельно отметить те моменты, которые он ради красного словца присочинил.

Кирилл Серебренников – режиссер театральный и не раз его произведения, например, «Изображая жертву» становятся и фильмом, и спектаклем. И во многом то, что творится по ту сторону экрана, является театром. Это практически реконструкция событий, но в игре актеров очень много пластики, собственно игры, даже некоторого вызова. Когда почти сто лет назад кино стало звуковым, его часто ругали за то, что теперь это «говорящие головы». В «Лете» это точно не так и отдельно стоит отметить работу оператора, которому всю эту пластику требовалось очень точно поймать.

За что можно поругать фильм? Наверно за то, что жизнь - это не художественная повесть, поэтому в «Лете» не так ярко выражена кульминация и развязка. Но для меня лично весь фильм построен на деталях. Не хочется спойлерить, отмечу только, что Лия Ахеджакова сорвала аплодисменты в зале. И нет, она не стала извиняться за русский рок.

«Лето» - это еще один фильм про молодость, про людей, которым хочется не просто устраивать пьянки, знакомиться и веселиться, но и привлекать людей своим творчеством. Образ жизни Ленинградского рок-клуба на какое-то время заразил очень многие умы. Отличная идея - создать «творческую атмосферу», а скорее найти поддержку своего творчества, став авторитетом или даже маленьким идолом среди молодежи. Сколько таких тусовок в России? Кто-то поет, кто-то читает стихи, рисует – много есть разного творчества. Но очень немногие поднимаются над этим уровнем и становятся выразителями мыслей целого поколения, не многих помнят десятилетиями. Для жюри Каннского фестиваля Цой и группа «Кино» значат, наверно, куда меньше, чем для представителей русской культуры. Наверно это причина, по которой фильм не получил главного приза. Но фильм «Лето» – отличный пример уважительного и любовного отношения к русскому року – и это неспроста, ведь все мы знаем, что Цой – жив!

Добавить комментарий