Над вечным покоем
13.07.2018 21:54
Достаточно трудно писать отзыв на концертную программу артиста, который выступает на большой сцене дольше, чем ты живешь.
Но в этом есть и свои плюсы: понимание этого позволяет избегать и категоричных оценок и панибратства.
Городские романсы, песни советского периода прелестны, но мне все время казалось, что личность артиста больше, она выламывалась из этих программ, ей там было тесно. И, наконец, после программы "Чайковский", представленной в ММДМ 28 июня, в моем восприятии певца все встало на место.
Олег Погудин упорно, кропотливо, талантливо почти уже сложил пазл из осколков прошлого в одну цельную картину нашей культуры: с городским романсом. Александром Вертинским, французским шансоном и романсами Чайковского.
При этом Чайковский ему абсолютно по уровню, по психофизике и по масштабу личности.
Вообще Чайковского поют много. Афиши регулярно сообщают, что то в Аптекарском огороде, то в зале какой-нибудь усадьбы прозвучат "нежные и лирические романсы классика русской музыки" .
Среди этих исполнений есть и удачи, но многие интерпретаторы, увы, больше всего напоминают мне бедного маленького Гаврика из "Белеет парус одинокий", который пьет дорогую газировку "Фиалка".
"Мальчик глотал этот волшебный напиток богачей, и ему казалось, что на его триумф смотрит весь мир: солнце, облака, море, люди, собаки, велосипедисты, деревянные лошадки карусели, кассирша городской купальни... И все они говорят: "Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду "Фиалка"!"
Так вот и певцы выходят гордые и красивые во фраке, показывая всем своим видом: "Смотрите, этот артист исполняет романсы Чайковского! Ну того самого, который классик! Ну те самые, которые очень сложны! Так что вы аплодируйте, аплодируйте!"
И первое и очень сильное впечатление от исполнения Погудина - насколько он уходит в тень, давая высказаться самому Петру Ильичу. Вообще эта программа счастливо отличается от программ других исполнителей тем, что на ней мы можем соприкоснуться с личностью и творческой лабораторией самого композитора. Удивительно как и певец и музыканты, люди тоже сверхсубъектные, уступают сцену композитору, как бы давая ему слово.
Второе, это - колоссальная внутренняя сосредоточенность певца на происходящем. Такое я видел только на программе "Молитва". Да и это тоже была молитва.
И тут я подхожу к третьему, как мне кажется, очень важному пункту. У Погудина, как ни у кого из современных певцов, видна христианская составляющая творчества Чайковского.
Романсы Чайковского, как пишут многие музыковеды, в первую очередь - творческая лаборатория композитора.
И глядя на то, как меняется их интонация и содержание, мы видим, как менялось мировоззрение Петра Ильича: от сложных внутренних поисков до глубокой и сильной веры.
Не случайно артист начинает концерт романсом из последнего романсового цикла. "Снова, как прежде, один..."
Да, он очень трагичен, но он заканчивается словом "молюсь", задавая тон всей программе, которую даже нельзя назвать концертом. Скорее монооперой.
В романсах Чайковского много оперного (а в операх много романсового), но внимательный слушатель найдет в них еще и переклички с "Литургией Иоанна Златоуста" и со "Всенощным бдением" композитора, созданными в зрелый период его творчества.
И эта глубокая, сильная, искренняя христианская нота делает даже трагические романсы светлыми и дает возможность слушателям испытать настоящий катарсис.
Погудин дает эту программу не часто, раз в год в Москве, раз в год в Петербурге. Многие слушатели уже оценили ее как сложную. По мне же она очень простая - гармоничная, цельная, выверенная по форме. Простая еще и в пастернаковском смысле:
Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.
Вообще я бы очень порекомендовал прийти на ее следующее исполнение с детьми-подростками.
Прийти потому что она очень продуманная, потому что она дает представление о вокальной и инструментальной музыке Чайковского, потому что в ней чередуются хорошо известные и редко исполняемые произведения.И еще потому, что она даст детям бесценный опыт взросления и воспитания чувств.
Но в этом есть и свои плюсы: понимание этого позволяет избегать и категоричных оценок и панибратства.
Делиться воспоминаниями тоже пока достаточно смешно, но придется.
Когда я слушал предыдущие программы Олега Погудина мне хотелось сказать: "Хорошо, но мало". Не песен. Артиста.
Когда я слушал предыдущие программы Олега Погудина мне хотелось сказать: "Хорошо, но мало". Не песен. Артиста.
Городские романсы, песни советского периода прелестны, но мне все время казалось, что личность артиста больше, она выламывалась из этих программ, ей там было тесно. И, наконец, после программы "Чайковский", представленной в ММДМ 28 июня, в моем восприятии певца все встало на место.
Олег Погудин упорно, кропотливо, талантливо почти уже сложил пазл из осколков прошлого в одну цельную картину нашей культуры: с городским романсом. Александром Вертинским, французским шансоном и романсами Чайковского.
При этом Чайковский ему абсолютно по уровню, по психофизике и по масштабу личности.
Вообще Чайковского поют много. Афиши регулярно сообщают, что то в Аптекарском огороде, то в зале какой-нибудь усадьбы прозвучат "нежные и лирические романсы классика русской музыки" .
Среди этих исполнений есть и удачи, но многие интерпретаторы, увы, больше всего напоминают мне бедного маленького Гаврика из "Белеет парус одинокий", который пьет дорогую газировку "Фиалка".
"Мальчик глотал этот волшебный напиток богачей, и ему казалось, что на его триумф смотрит весь мир: солнце, облака, море, люди, собаки, велосипедисты, деревянные лошадки карусели, кассирша городской купальни... И все они говорят: "Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду "Фиалка"!"
Так вот и певцы выходят гордые и красивые во фраке, показывая всем своим видом: "Смотрите, этот артист исполняет романсы Чайковского! Ну того самого, который классик! Ну те самые, которые очень сложны! Так что вы аплодируйте, аплодируйте!"
И первое и очень сильное впечатление от исполнения Погудина - насколько он уходит в тень, давая высказаться самому Петру Ильичу. Вообще эта программа счастливо отличается от программ других исполнителей тем, что на ней мы можем соприкоснуться с личностью и творческой лабораторией самого композитора. Удивительно как и певец и музыканты, люди тоже сверхсубъектные, уступают сцену композитору, как бы давая ему слово.
Второе, это - колоссальная внутренняя сосредоточенность певца на происходящем. Такое я видел только на программе "Молитва". Да и это тоже была молитва.
И тут я подхожу к третьему, как мне кажется, очень важному пункту. У Погудина, как ни у кого из современных певцов, видна христианская составляющая творчества Чайковского.
Романсы Чайковского, как пишут многие музыковеды, в первую очередь - творческая лаборатория композитора.
И глядя на то, как меняется их интонация и содержание, мы видим, как менялось мировоззрение Петра Ильича: от сложных внутренних поисков до глубокой и сильной веры.
Не случайно артист начинает концерт романсом из последнего романсового цикла. "Снова, как прежде, один..."
Да, он очень трагичен, но он заканчивается словом "молюсь", задавая тон всей программе, которую даже нельзя назвать концертом. Скорее монооперой.
В романсах Чайковского много оперного (а в операх много романсового), но внимательный слушатель найдет в них еще и переклички с "Литургией Иоанна Златоуста" и со "Всенощным бдением" композитора, созданными в зрелый период его творчества.
И эта глубокая, сильная, искренняя христианская нота делает даже трагические романсы светлыми и дает возможность слушателям испытать настоящий катарсис.
Погудин дает эту программу не часто, раз в год в Москве, раз в год в Петербурге. Многие слушатели уже оценили ее как сложную. По мне же она очень простая - гармоничная, цельная, выверенная по форме. Простая еще и в пастернаковском смысле:
Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.
Вообще я бы очень порекомендовал прийти на ее следующее исполнение с детьми-подростками.
Прийти потому что она очень продуманная, потому что она дает представление о вокальной и инструментальной музыке Чайковского, потому что в ней чередуются хорошо известные и редко исполняемые произведения.И еще потому, что она даст детям бесценный опыт взросления и воспитания чувств.