Мультобоз - 2018
17.07.2018 00:23
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
12 июля в пресс-центре «Россия сегодня»  прошла пресс-конференция, посвященная фестивалю коротметражной анимации «Мульт-обоз». На вопросы журналистов ответили исполнительный директор кинокомпании «Люксор» Сергей Сорочкин, представители Школы-студии «ШАР», режиссеры: Андрей Хржановский, Александр Митта, Елена Чернова, Владимир Сахновский, Светлана Разгуляева.
Фестиваль стартует 19 июля в кинотеатрах по всей стране – Москва, Петербург, Екатеринбург и так далее. Организаторами фестиваля выступает группа компаний «Люксор».
Короткометражная анимация -  это не просто короткий мультфильм. Это именно авторское произведение с оригинальной концепцией , оригинальными изобразительными приемами и сюжетом. Короткометражная анимация это своего рода авторское кино. И надо сказать, российская короткометражная анимация очень ценится во всем мире. Перед пресс-конференцией журналистам показали несколько самых успешных мультфильмов: ,  «Почему банан огрызается», «Костя», «Пишто уезжает».
Кинематограф во всех своих проявлениях всегда был сферой, нуждающейся в технологиях и от них зависящей.  Технологические особенности анимации, с одной стороны, несомненно ограничивают художника. Каждая минута экранного времени требует очень много усилий. Более того, все время надо найти баланс между трудоемкой прорисовкой деталей каждого кадра и желанием реализовать как можно больше идей, рассказать сюжет во всех подробностях. Можно сравнить создание мультипликации с мастерством начертания иероглифов. Мультипликатору нужно (  и талантливый мастер это может) несколькими броскими мазками создать образ своего персонажа.
С другой стороны, те же технологии позволяют работать с цветом, светом и формой объектов и персонажей  так, как вздумается мультипликатору. Без дорогих, опять же, технологий в кино нельзя  заставить персонажа отрастить хвост или радикально изменить форму тела. Более того, технологии устаревают и то, что снято двадцать-тридцать лет назад сейчас может вызвать смех у зрителя. Да, по ходу  драматического момента в игровом фильме зрительский глаз может зацепиться за архаичные спецэффекты или попытку обойтись без них. Мультипликация в этом смысле не стареет – художник может показать то, что он хочет, и более простые техники могут восприниматься как минимализм.
«Мультипликация в силу свойственной ей ёмкости и лаконичности языка — это кратчайший путь не только к эмоциям, но и к сознанию зрителя. Я думаю, если попытаться в кино смоделировать процесс мышления, язык мультипликации оказался бы наиболее пригодным для этого,» - писал Андрей Хржановский.
Я же добавлю, что мультипликация в силу гибкости и высокой степени абстрактности своего языка позволяет создавать как детские фильмы, так и глубокие «взрослые» произведения. Например, сам Хржановский в своем творчестве с успехом обращался к рисункам Пушкина и  Бродского, включая их в свой образный мир.
Посмотрим с этой точки зрения на такой, вроде бы простой мультфильм, как «Пишто уезжает». Детям в нем понравится и главный герой – существо, похожее на большого кота, и настырная коза и важная свинья, а взрослые оценят музыкальный ряд с «Элегией» Массне, отсылку к брейгелевским «Охотникам на снегу» и естественно Тарковскому. И все это в крохотной картине.
875e4f5ea10004b72bd1e77e9d961b5b4d0c5bbc9b8.jpg
17492510e7f0338f6b5837c1ce98b85b4d0c5f87f62.jpg
Отвечая на вопросы журналистов, Андрей Хржановский и Александр Митта рассказали о том, что «Ахилесовой пятой» авторской анимации всегда был финансовый вопрос. 
Во-первых ей очень сложно соперничать с коммерческими проектами. При этом коммерческий проект не всегда означает плохое качество, однако не всегда в нем художник может полностью раскрыть свой замысел. Самая главная проблема в том, что в авторской анимации почти всегда заново создаются персонажи и эстетика всего мультфильма. А в случае со «Смешариками» или «Машей и Медведем» (при том что Александр Митта отметил, что это хорошие проекты) современные технологии позволяют «собирать» новые серии из уже нарисованных элементов. 
Во-вторых многие аниматоры не видят в авторской анимации возможность заработать и идут работать в кинематограф, чтобы там «дорабатывать» кадры игрового кино при помощи методов, освоенных в анимации. А собственно анимация теряет людей.
К слову о связи игрового кинематографа и анимации. За более чем вековую историю развития эти два искусства, на самом деле, сплелись невероятно тесно. Современный игровой кинематограф предполагает огромную работу людей, дорабатывающих картинку. Все мы знаем, что очень многие блокбастеры это - актеры в костюмах, минимум декораций и зеленый фон. Я разочарую читателя, но драконы в «Игре Престолов», были нарисованы, а не сняты с натуры. 
И все же, про что авторская анимация? То ли так сложилось, то ли это специфика студии «Шар», но в центре анимации  почти всегда оказывается личность, остро чувствующая обстоятельства своей жизни, находящаяся во взаимодействии с окружающим миром. И это взаимодействие находится в руках художника, могущего в любой момент поменять правила игры. 
Я советую зрителям посетить фестиваль, а перед этим посмотреть на ютубе новые российские мультфильмы.
Фестиваль получил возрастной маркер 12+, он ориентирован, в основном, на молодежь и подростков, но я думаю, что там никому не будет скучно.

Добавить комментарий