"Все мы бражники здесь, блудницы..." Премьера фильма "Мотылек"
24.11.2018 00:44
22 ноября вышел в свет фильм Константина Худякова «Мотылек». Это драматический боевик, с одной стороны сильно напоминающий старые американские роуд-муви, где на дороге встречаются разные люди, и у каждого своя цель, с другой – содержащий элементы мистики. Сценарий фильма был написан Иваном Охлобыстиным больше десяти лет назад, изначально премьера была назначена на 2016 год, но фильм увидел свет только сейчас, в конце 2018-го.
Фильм начинается с того, что Лера - персонаж Алены Бабенко - находит на дороге маленькую девочку и собирается отвезти ее к бабушке. По ходу фильма мы узнаем о ее семейной трагедии ( ее мужа играет Анатолий Белый) о криминальной жизни, кипящей на дорогах, очень напоминающих американский Фронтир и о многом другом.
Не рассказывая весь сюжет, отмечу лишь, что, во-первых, перед нами результат совместного творчества Ивана Охлобыстина, Константина Худякова и Алены Бабенко. И это действительно совместное творчество, которое не распадается на отдельные куски и не становится бенефисом одного актера. Во-вторых, Марта Тимофеева вообще играет удивительно хорошо для столь юного артиста. В-третьих, для Ивана Охлобыстина было отличной идеей выбрать для себя яркую, но не главную роль.

Фильм вышел очень стильным, многие детали, такие как диалоги, музыка, логика повествования проработаны на отлично. Конечно это не американский роуд-муви боевик в чистом виде( а авторы и не ставили перед собой такой задачи), но в кадре присутствуют ретро-кабриолеты и американский грузовик, сама эстетика дороги, движения от точки к точке переданы прекрасно и создают определенный настрой. Недаром при просмотре вспоминаются такие фильмы как «Беспечный ездок» и «Достучаться до небес». Стоит отметить и цветокоррекцию, которая делает почти каждый кадр достойным стать постером, и напоминает, что снимать небрежно, как во времена «Школы» и «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики уже не модно.

Можно сказать, что фильм говорит со зрителем по-взрослому, без розовых очков или заискивания. И очень здорово, что оказавшийся в центре повествования ребенок не делает весь фильм «детским».
На самом деле идя на этот фильм я не ожидал от него такой глубины. «Мотылек»- это полноценный фильм о судьбе человека, о том, что в жизни, кроме суеты, должно быть место чему-то по-настоящему важному. И очень здорово, что фильм, как художественное произведение, не закрывается от культурных контекстов. К примеру, в сюжете есть сцена, отсылающая к «Даме Пик» Павла Лунгина…Нельзя не сказать о том, как тонко в ткань фильма вплетены стихи поэтов серебряного века: Гумилева, Мандельштама и Цветаевой.
Традиционно принято разделять фильмы на авторские и зрительские. В случае с «Мотыльком» достаточно сложно определить, к каким фильмам его стоит отнести. Но совершенно точно, что этот проект был сделан, в первую очередь, не ради заработков, а ради реализации художественного замысла. Но при этом он получился захватывающим, увлекающим, без провисания и невнятных ходов, важных только для режиссера и автора сценария.
В итоге могу порекомендовать фильм «Мотылек» всем тем, кто готов смотреть отечественную роуд-муви криминальную драму с хорошими актерскими работами и культурными аллюзиями. Фильм требует от зрителя включенности, сопереживания актерам, но из-за достаточно жестких сцен его нельзя порекомендовать детям. А вот для молодых людей он будет очень интересным. Пожелаем фильму успеха в прокате, а его авторам дальнейших творческих успехов!