Никогда я не был в Кабо-Верде...
17.12.2018 00:41
В декабре Российский Дом Фаду представил в Москве и Санкт-Петербурге программу «Музыка трех континентов» — уникальный культурный проект, созданный для того, чтобы познакомить российскую публику с музыкальными традициями португалоязычного мира от Бразилии до Островов Зеленого Мыса. Mundo Lusófono ( это название произошло от имени римской провинции Лузитания, на территории которой находится Португалия) пока знаком российской публике довольно фрагментарно.
Слоган проекта «Navegar É Preciso, Viver Não É Preciso» ( Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо) отсылает слушателя к эпохе великих географических открытий. Знаменитый афоризм мореплавателей, переосмысленный португальским поэтом Фернанду Пессоа, выбран не случайно: культурный и социальный феномен португалоязычного мира заключается в стремлении к познанию — жизнь имеет смысл лишь тогда, когда человек постоянно открывает для себя новые горизонты.
И программа «Музыка трех континентов» — это возможность за три часа совершить увлекательнейшее путешествие в португалоязычный мир и познакомиться с главными стилями лузомузыки: фаду, морна, коладейра, самба, босса, MPB. И в Москве и в Петербурге на одной сцене встретились представители трех самых значимых «музыкальных держав» лузофонного мира: Бразилии, Португалии и Кабо Верде. Бразилию представлял певец и композитор Фред Мартинеш, один из самых харизматичных представителей стиля MPB. Уроженец Рио, Фред также исполняет самбу и босса-нову, и его «живые» выступления наполненные энергией и поэзией, привлекают слушателей всего мира. Португалия представлена в проекте молодой, но уже очень востребованной фадиштой Аной Маргаридой. Ана Маргарида исполняет как классическое фаду, так и их современные версии, в которых, однако, всегда слышится Sodade. Это - одно из ключевых понятий португальской ментальности ( культурного кода, загадочной португальской души ). Sodade - это печаль, грусть-тоска, то, что слышалось Пушкину в долгих песнях ямщика.
Ну а песни, в которых воплощается содад, называются фаду, от всем известного "фатум" - рок, судьба.
- Понятно, песни под гитару про несчастную любовь, - скажет скептик, считающий себя носителем изысканного вкуса. Но все не так просто. Сюжеты типа "она его любила всерьез, а у него уже была жена" найти в фаду довольно трудно.
Посмотрим, как начинается одна из самых известных песен о sodade ( Мы помним ее в исполнении Цезарии Эвора)
Quem mostra' bo
Ess caminho longe?
Quem mostra' bo
Ess caminho longe?
Ess caminho
Pa São Tomé ,
Sodade, sodade,
Sodade ...
Dess nha terra São Nicolau
Кто позвал тебя в
эту дальнюю дорогу?
Кто позвал тебя в
эту дальнюю дорогу?
Эту дорогу
на Сан-Томе и Принсипи…
Тоска, тоска,
тоска
о моей земле Сан-Николау.
Основные темы фаду - дорога, разлука, тоска по родине, а все остальное ( и девушки) – потом.
Traigo un Fado en mi canto,
Canto la noche hasta ser dia
De mi pueblo traigo el llanto
En mi canto a la Mouraria.
Tengo nostalgia de mi
De mi amor mas amado
Yo canto un pais sin fin.
El mar, la tierra,
Y mi fado, mi fado, mi fado, mi fado,
Мое пение - моя судьба,
Я пою о своей стране,
О море, о земле,
О своей любви.
Пою свое фаду.
Это - моё фаду.
Это - моя судьба.
Музыку Кабо Верде в проекте представил универсальный музыкант Роланду Семеду: певец, композитор, гитарист, много лет работавший с Сезарией Эворой, Титу Паришем и Нэнси Виейрой. Его вклад в проект — традиционные стили Островов Зеленого Мыса: морна и коладейра.
Морна - это и лирическая песня, и танец. Почти всегда морны сочиняются и исполняются на креольском португальском языке, это - медленные минорные мелодии. Основа морны часто не музыка, а стихи. Существует около 200 канонических мелодий морны, во время исполнения которых певцы нередко меняют слова в зависимости от своего настроения и настроения слушателей. Они рассказывают о любви и тоске по близкому человеку, о красоте родины, о долгом путешествии и о разлуке, о страданиях в чужих краях, о смерти.
Фаду - музыка мореплавателей, отправляющихся в долгий и опасный путь. А морна - музыка эмигрантов, людей, которые хотели бы жить на своих родных островах, но вынуждены уезжать для того, чтобы выжить."Здесь под небом чужим я как гость нежеланный", - поет исполнитель морны. Не мудрено, что оба этих жанра так полюбились в России. В фаду при их внешней камерности всегда есть ощущение пути, простора, дороги. Есть некое экзистенциальное мужество, одновременная готовность принять судьбу и сразиться с ней. Замените в песне "Ох ты, степь широкая" слово "степь" на слово "море" и получится фаду. А уж в истории про то, как "бродяга к Байкалу подходит" и менять ничего не надо.
Морна же добавляет сюда еще одну краску: любовь к маленьким городкам, бедным деревенькам, всему тому. что мы называем "тихая моя родина".
О корнях морны много спорят. Говорят, что на морну оказала влияние португало-бразильская модинья (modinha), португальское фаду или, возможно, африканские ритмы из Анголы. Этот треугольник "модинья-фаду-морна" настолько ярко выражен, что связь всех трех стилей очевидна.
Сначала морна была бодрым сатирическим музыкальным жанром. А ее классические темы - любовь, эмиграция появились во многом благодаря композитору Эужениу Таваришу - Eugenio Tavares (1867-1930).
До появления электрических музыкальных инструментов в шестидесятых, морны исполнялись одним певцом в сопровождении струнных ансамблей. Они включали в себя по меньшей мере одну гитару, часто скрипку, иногда бас, фортепиано или аккордеон. Высокий струнный звук, благодаря которому можно определить многие морны, извлекался из кавакиньо (cavaquinho) - инструмента, популярного в Португалии и в Бразилии, откуда он и попал на острова. Кавакиньо очень похож на укулеле (гавайскую гитару). Это инструмент с четырьмя струнами, настроенными как четыре верхние струны гитары. Другим использовавшимся инструментом была виола (viola) - 12-струнная португальская тенор-гитара, которая несколько короче стандартного образца. Ритм морн поддерживался маракасами (maracas), которые время от времени используются и до сих пор. В современных морнах звучат трубы, саксофоны, кларнеты и электрогитары - они ведут мелодию или используются в инструментальных проигрышах, которые также сопровождаются фортепиано, синтезаторами, струнной и иногда джазовой ударной секцией.
(Памятник Первооткрывателям в Лиссабоне. Фото: Марина Аграновская)
Среди самых известных исполнителей морн - Сесария Эвора (Cesaria Evora), Джосинья (Djosinha), великий музыкант и талантливый скрипач, который умер несколько лет назад, и Бана (Bana). Бана, певец из города Минделу (Mindelo) на острове Сан-Висенте, обладатель замечательного голоса. В течение многих лет он работал с Б.Лезой, композитором-инвалидом, которому Бана помогал передвигаться.
Говоря о морне нельзя не вспомнить Илдо Лобо (Ildo Lobo ), который был лидером группы Ош Тубароеш (Os Tobaroes). Илдо прожил всего 54 года: он страдал сахарным диабетом. Юношей начал работать на соляной шахте, когда она закрылась - стал петь. Как и многие музыканты Кабо-Верде он не спешил стать профессионалом: не хотел зависеть от законов шоу-бизнеса. Работал на таможне в аэропорту даже после выхода успешных дисков. Его морны это не только лирика, но и выражение определенной политической позиции. В своих интервью он не раз говорил о проблемах Кабо Верде и других постколониальных государств, так же как Цезария Эвора занимался благотворительностью, вкладывал деньги в детское образование. Во время его похорон на островах был объявлен траур и приспущены государственные флаги
Обо всем этом я вспоминал пока, сменяя друг друга в соответствии с тщательно продуманной драматургией, музыканты выстраивали на сцене ДК ЗИЛ ( я был на московском концерте) временные и исторические цепочки, которые дают представление не только о музыке, но и об истории лузофонных стран. Программа включала как знаменитые на весь мир Sodade, Chega de Saudade и Lisboa Menina e Moca, так и малоизвестные в России, но очень важные для создания представления о лузомузыке произведения.
Публика принимала музыкантов очень тепло, в концерте вместе с гостями в начале второго отделения на сцене появился ансамбль ударных инструментов из Москвы – постоянный участник проходящего в Москве «бразильского» карнавала.