"Завод" Юрия Быкова
03.02.2019 01:59
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
1388ff4de491a3e1937c5557b3af705c56200141580.jpg

Вчера я был на премьере фильма Юрия Быкова "Завод". Основной конфликт сюжета известен из трейлера: рабочие с закрывающегося завода в отчаянии берутся за оружие. Главный антагонист - олигарх, владелец завода, плюющий на нужды людей. 
Очень легко представить, что это фильм-призыв, фильм-агитка про борьбу "народа" против "угнетателей". Но это не так. Быков всегда в своих фильмах создает довольно камерную атмосферу, работает с характерами. Я пишу именно "характеры", потому что типаж главного героя Быкова нам так хорошо знаком по тому же "Дураку". Это герой который острейше чувствует несправедливость мира и не понимает, почему все молчат, когда "дом падает". Это своего рода блаженный праведник, надежда и центр сложносоставленного общества. Он не носит костюм супергероя и про него не сочиняют комиксов. Завод, многоэтажная общага или собор на Красной Площади напомнят потомкам о его деяниях. 
Тем, кто дочитал досюда, дарю тему для научного исследования: "Феномен юродства в фильмах Юрия Быкова". 
Но продолжим. Посмотревши "Завод" хочется говорить не о марксизме и советском наследии. (Про марксизм в "Заводе", к слову, уже написали в свежем номере "Искусства кино"). "Завод" это фильм о творческой судьбе самого Быкова, незримо и нерушимо связанной с судьбою России.
Казалось бы, искусство, тем более такое наглядное, как кино, должно давать позитивный пример поведения, обучать решать проблемы. После просмотра трейлера легко досочинить такой сюжет для "Завода": вот тирания и деспотизм власть имущих, а вот дерзнувший народ с несгибаемым лидером во главе. Он погибает, но революция живет. Сюжет в стиле "Данко", если хотите. Хорошо это все смотрелось бы в атмосфере национального романтизма или соцреализма. 
Или наоборот: вот обстоятельства и вот люди каждый со своими интересами. Они конфликтуют, но потом объединяются перед лицом общих проблем и для  модернизации отдельно взятого производства. Очень гибкий сюжет - тут и Александр Невский Эйзенштейна поднимает мужиков на битву (очень неисторичный момент, кстати), и пиратский интернационал против чудищ и англичан в сами понимаете каком фильме. Но реальный "Завод" не дает ответов.
В разговоре после фильма Быков признался, что сожалеет, что не может найти выход из описываемых им ситуаций. Это создает совершенно другой кинематограф. Кинематограф, который только ставит проблему и помещает в нее героев. Причем после просмотра становится понятно, что мы, зрители, тоже находимся в пространстве фильма. Мы - это те рабочие и жители городка, которые не приняли активного участия в конфликте. Но мы должны как-то реагировать. Ведь социальные проблемы затронули нас всех - мы живем в эпоху, наступившую после грубого раздела советского наследия. !Тут вписать острое про пенсионный возраст и рост НДС.!
Быков, как автор, тоже очень легко узнаваем в своем типовом герое, который перерождается от сюжета к сюжету. Герой бессмертен до тех пор, пока сам Быков не найдет ответ. И до этих пор никакая клиническая депрессия и другие проблемы не смогут заставить его перестать творить. И Юрий Быков как будто взывает ко всем тем выдуманным и реальным персонажам, которые населяют его мир: найдите выход! 
Искусство удивительно: оно берет образы из реальности, а потом эту реальность создает. Современная Россия это мир Балабанова и Быкова. Хотите, я помогу вам провести эксперимент и узнать, в каком мире живете вы?
Все просто. Когда следующий раз поедете на метро или электричке, внезапно для самого себя прислушайтесь. Если услышите музыку из своего наушника - вы в мире Балабанова. Если у вас нет такой привычки и вы слышите грохот поездов - вы в мире "Завода" Быкова, потому что  именно грохот - звуковое оформление его нового фильма.
Добавить комментарий