Viva la Vida
01.03.2019 01:09
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
Выставка «VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА» открывалась в Манеже с большой помпой. Оправдались ли эти ожидания? 
Начну с того, что организаторы выставки попытались совместить в рамках одной экспозиции и рассказ о жизни художников, и представление их работ. При этом упор сделан на биографии двух героев, на их отношениях, на сложной судьбе Фриды, удивлявшей и поражавшей современников. 
К сожалению, создатели экспозиции ушли от темы революции в искусстве и в истории в сторону отношений Фриды и Диего, женской судьбы Фриды. От выставки веет дневным эфиром телеканала «Россия»: Она страдала, но только после ее смерти Он понял, как на самом деле любил ее. 
740b8ef96ea48c98fc275fb09d8a2c5c785c2e2de68.jpg
Диего и Фрида (в центре) на демонстрации.

Именно на это был сделан упор в посвященной Фриде выставке, проходившей три года назад в Музее Фаберже в Санкт - Петербурге. Однако публике в пространстве Манежа (совсем не камерном в отличие от Музея Фаберже) не хватало карнавала, энергетики революции, возможно даже протестности. Более того, далеко не все лучшие работы этих двух художников в этот раз посетили Москву. 
А ведь искусство Диего и Фриды вовсе не камерно. Именно в этот момент в Мексике создается такое художественное направление, как мурализм (от испанского «mura» - стена). Искусство муралистов должно было обращаться к народу и поднимать его на революционную борьбу, быть национальным, возрождать древнюю культуру индейцев и быть массовым. Именно так звучали положения «Декларации революционного синдиката работников техники и искусства», который учредили Сикейрос, Ривера, Ороско, Герреро, и др. 
Картины Фриды и Диего удивляют своим построением – художники ломают прямую перспективу, размещая объекты в особом пространстве. Это делает картины как будто проще, «народнее». Именно это требовалось в Мексике начала века: в стране кипела революция, угнетенное в прошлом большинство стремилось создавать все новое и свободное: государство, искусство, семью. Не случайно именно Мексика стала последним прибежищем Льва Троцкого, которого связывали с Фридой романтические отношения. 
Пространство Манежа огромно и там нашлось бы место для того чтобы с помощью фотографий, кадров из фильмов, аудиосопровождения создать гораздо более живую и объемную картину этого мира – такого далекого от нас и одновременно такого близкого. 
Мексиканская революция, Фрида Кало, Диего Ривера – для многих русских людей эти слова не пустой звук. Карнавал, игра со смертью, яркие краски, жаркое солнце и настоящая любовь – все это волнует нас, жителей далекой от Мексики России. И именно поэтому выставку, даже при рыхлости и недоработках экспозиции, посетило множество людей. Несмотря ни на что она стала значимым художественным событием, а для многих и открытием страны, в истории которой в ХХ веке было столько для нас близкого. 
Добавить комментарий