"Вертинский. Одинокий странник" - премьера на ММКФ.
30.04.2019 17:11
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
25 апреля в рамках российской программы ММКФ в Московском Доме кино был представлен документальный фильм «Вертинский. Одинокий странник». Это уже третий фильм режиссера Светлана Астрецовой, посвященный искусству ХХ века. Два предыдущих – «Дягилев. Купец на все времена» и «Класс» (об Академии имени Вагановой) уже успели получить много фестивальных наград и запомниться зрителям.
Один из главных теоретиков документального кино Джон Грирсон назвал документалистику «творческой разработкой действительности». В этом определении кроется сила и слабость документального кино.
700c95490003597216f826c869da665cc85689b99b7.jpg
Где для режиссера-документалиста начинается и где заканчивается художественное высказывание? Где границы его свободы творчества? Насколько он может быть субъективным, работая в жанре биографии?
Ответить на эти вопросы нелегко., особенно в контексте судьбы Александра Вертинского, который сам старательно мифологизировал свою биографию.
И в этом смысле перед режиссером, и всей командой фильма стояла нелегкая задача. И она была решена просто и изящно.
Фильм поделен на три части, в которых рассказывается о трех периодах в жизни артиста. Делают это три спикера.
О жизни и начале творческого пути Александра Николаевича рассуждает поэт и эссеист Дмитрий Воденников, об эмиграции – Андрей Макаревич, о жизни артиста в СССР - Эдвард Радзинский.
  Надо сказать, что сама биография Вертинского задает динамику повествования. Он успел примерить много разных образов, был певцом, киноактером, санитаром в военном госпитале, даже неудачливым ресторатором, работал в России, Польше, Франции, Америке, Китае и, наконец, вернулся на Родину, которая успела так сильно измениться. Вертинский был другом Бунина и Рахманинова и оппонентом Петра Лещенко, в молодости общался с поэтами Серебряного века, в зрелом возрасте с Александром Галичем. Был безответно влюблен в Веру Холодную и не ответил на чувства Марлен Дитрих, успел побыть героем женских грез, верным мужем и любящим отцом. И все это время неизменным оставалось одно – всю свою творческую жизнь он выходил на сцену как поэт и актер, создавший свой мир, ставший для многих спасительным. 
b4781ae5bf516f173ba4c91afb4db75cc856816addf.jpg
  Фильм длиной всего 55 минут сумел охватить главное из жизни маэстро и при этом дать зрителям много образных впечатлений. Нередко документальный кинематограф, прошу прощения за тавтологию, грешит именно документальностью, вгоняя зрителя в сон закадровым дикторским текстом и демонстрацией страниц чьих-то писем. «Вертинский. Одинокий странник» - это динамичный монтаж, который не дает заскучать.
Наверно самым сильным режиссерским ходом в картине была представление каждого спикера в виде Вертинского. При помощи несложной графики портрет маэстро на наших глазах превращался в портрет спикера. Поставленная режиссером задача побуждала выступающих не просто читать текст, а играть роль, примерять маску одного из лучших артистов, поэтов, музыкантов, шоуменов своего времени. А зрителя этот прием как бы приглашал к игре, к включению в ткань фильма. 
a13429545716920111630e11b428565cc857f5da978.jpg
Но мне кажется, что главными удачами фильма стали две.
Первая, это тщательно реконструированный исторический фон, контекст, в который включены и участники картины, и зрители.
Вторая – это третья, заключительная часть фильма. Надо сказать, что Вертинскому в определенной степени не повезло. С момента его возвращения критика и журналистика муссировала тему его вины перед Родиной. Для 1943 года, в котором Александр Николаевич оказался в СССР, это было стандартным риторическим приемом. Но, к сожалению, эта риторика вопреки всем принципам историзма перекочевала и в наши дни. Мы не видим никакой вины за Буниным или Набоковым, но как только речь заходит о Вертинском на свет вылезают старые стереотипы семидесятилетней давности. 
И Эдвард Радзинский их ярко, убедительно, с огромным темпераментом и вместе с тем доказательно развенчивает, ставя в финале фильма убедительную и драматически выверенную точку. 
7bef46c5c0f28bb415fda0ff5610795cc8567fb6fac.jpg
В целом можно сказать, что фильм «Вертинский. Одинокий странник» несомненная удача авторского коллектива, что подтверждает и овация на премьере и выход в прокат, что для докфильмов происходит не всегда.
Хочется пожелать ему удачной прокатной и фестивальной судьбы. 
Добавить комментарий