To Dust. Пятый Московский Еврейский Кинофестиваль.
28.06.2019 01:38
23 июня в кинотеатре «Октябрь» открылся Пятый Московский Еврейский Кинофестиваль. Его фильмом открытия стала дебютная работа режиссера из США Шона Снайдера «В прах». Главный герой киноленты - страдающий после смерти супруги хасид Шмуэль. Его до ночных кошмаров мучает вопрос о том, как быстро разложится ее тело, ведь согласно иудейской хасидской традиции, душа человека страдает после смерти, пока тело не обратится в прах.
Режиссер Шон Снайдер родом из Америки, где нашли свое пристанище множество новых и старых религиозных общин: в том числе и прибывшие из Восточной Европы хасиды, живущие с своем очень закрытом мире и соблюдающие множество правил. Шмуэль в очень точном исполнении Гезы Рёрига пытается при помощи преподавателя колледжа Альберта решить мучающие его религиозные вопросы с точки зрения науки. Надо ли говорить, что взаимодействие настолько разных людей порождает множество трагикомических и курьезных ситуаций.
Точно подобранный актерский дуэт Гезы Рерига и Мэттью Бродерика добавляет наполненности и без того прекрасным диалогам и ситуациям. Слава актера пришла к Гезе Реригу совсем недавно, после удостоившегося Оскара фильма «Сын Саула» 2015 года. Это тяжелая драма о Освенциме, где Гезе сыграл главную роль. Еврейская тема для Гезы Рерига всегда была актуальна – венгр по национальности, он был воспитан в еврейской семье и со студенчества увлекался хасидизмом. У Мэттью Бродерика же за плечами длинная актерская карьера и прославившая его роль в фильме "Выходной день Ферриса Бьюллера". Наверное, и у Мэтью Бродерика получилось сыграть отчасти самого себя – наполовину еврей и наполовину ирландец, он говорил, что не знает, что делать со своим происхождением.
Фильм «В прах» несмотря на свою камерность, получился весьма провокационным. Но все сделано со множеством отсылок и большим вниманием к деталям, я бы даже сказал с уважением к щепетильной теме смерти. Режиссер и автор сценария в одном лице очень тонко показывает, как жизнь в мире древних религиозных текстов влияет на человека. Во время обсуждения фильма я узнал, что Шон Снайлер изучал в колледже сравнительное религиоведение. И если мы вчитаемся в Ветхий Завет, Тору и другие древние тексты, то сможем заметить, насколько много внимания там уделено физиологии человека и предметному миру.
Сильный религиозный символизм в дохристианском авраимическом учении соседствует с точными описаниями тех или иных действий и ритуалов. И не удивительно, что представления о жизни, личные установки религиозного хасида так сильно отличаются от представлений учителя, целыми днями вкладывающего в головы подростков основы естественных наук.
Иосиф Бродский написал: «Смерть - это то, что бывает с другими». Наверно это фраза очень точно описывает представление современных людей о вопросе ухода человека из жизни. Но мировые религии окружают смерть символизмом и ритуалами, множеством табу. Отдельной темой является смерть (или бессмертие) ключевых персонажей.
Взаимодействие разных форм и, если можно сказать, «этапов развития» религии актуально и для России, ведь мы живем в цивилизации с серьезной духовной традицией. И если посмотреть на сюжет фильма, все становится еще интереснее. Ведь России по наследству от северо-восточной Руси достался культ Богоматери, и неслучайно главный собор в Кремле посвящен Успению Богородицы, то есть концу ее земного пути. В этом месте рецензии можно было бы долго говорить об отношении к смерти евреев и христиан, на Западе и на Востоке, людей светских и религиозных. Но я только лишь предлагаю мысленный эксперимент: попробовать перенести проблемы и символику фильма непосредственно на русскую почву.
Надо сказать, что в фильме немало не только культурных, но и кинематографических отсылок. Так, например, сыновья Шмуэля смотрят знаменитый фильм «Диббук», снятый в 1937 году Михалем Вашиньским.
Как итог: фильм смотрится как что-то среднее между мелодрамой и черной комедией. Происходящее на экране кто-то может воспринять как жесткую насмешку над различными этническими группами и даже гомосексуалистами (режиссер, к слову, подвергался нападкам различных истерических левых сил), но при этом фильм не содержит пошлости. Говоря об этом, стоит отметить и работу композитора. Когда главный герой фильма – хасид и певец в синагоге, очень легко впасть в этнографизм и скомбинировать музыку из легких и запоминающихся клезмерских мелодий. Но композитор фильма Ариэль Маркс не пошла по этому пути и создала звуковую дорожку с двумя темами – религиозного гимна «Еli, eli…» и городского шансона в стиле Леонарда Коэна, которая звучит тонко и ненавязчиво.
В конце нас ожидает открытый, но пропитанный духом надежды финал. Тем, кто дочитал рецензию, я очень советую найти возможность посмотреть фильм «В прах». А пока мы можем пожелать фильму высоких оценок от жюри Московского Еврейского Кинофестиваля, ведь он является частью конкурсной программы.