Хлебников и его Ка на ММКФ
09.10.2020 21:46
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

Пятого октября на ММКФ прошла мировая премьера нового фильма Ирины Евтеевой «Мелодия струнного дерева». Фильм посвящен творчеству Велимира Хлебникова. Роль поэта, футуриста, сумасшедшего и бунтаря сыграл Владимир Кошевой.

Велимир Хлебников был одним из тех авторов Серебряного века, которые активно заимствовали древние и восточные сюжеты, искали связь между разными временами и культурами. Такое смысловое богатство его творчества позволило наполнить фильм красками и деталями. Он представляет из себя дилогию, первая часть которой посвящена поэме Хлебникова «Медлум и Лейли». Это название сразу же вызывает ассоциации с поэмой «Лейли и Меджнун», к которой обращались Низами, Дехлеви, Сухайли, Джами, Хатифа, Табризи, Мауджи, Замири, Мир Джумла, Навои, Физули и другие. Это -  древний восточный сюжет – «Ромео и Джульетта» Востока.  Однако Хлебников в своей поэме подчеркивает, что не связывает себя конкретным сюжетом – скорее это размышление на вечные темы.

ba2d0a9d09aa6d5a392b0daf840b6d5f80afc58f530.jpg

Вторая часть посвящена древнему Египту, истории с фараоном Эхнатоном и его Ка.

Хлебников – не просто поэт, то есть человек, который умел рассказать историю в стихах. Он был настоящим русским мыслителем, который пытался преодолеть смерть, пространство и время. Поверхностно рассматривать его просто как мистика и сумасшедшего. Само время способствовало самым смелым теориям поэта: Хлебников опирался на неэвклидову геометрию и теорию относительности в математике и физике, на смелые эксперименты современников в искусстве, на революционные идеалы. Он считал смерть самым главным врагом человечества, войну – бессмысленной бойней и предсказывал появление нового человека, который будет бессмертен и сможет обуздать течение времени.

Стремясь победить время, Хлебников изучал другие культуры и исторические периоды, считал, стремился поставить себя в один ряд с великими. Так хлебниковский сюжет передачи Эхнатоном Хлебникову своего Ка и стал основой второй части фильма. Что же такое Ка? Ка - это двойник человека, его душа, характер и сила. При смерти человека Ка покидает тело и ищет себе новое пристанище. Почему Хлебников хотел получить Ка именно этого фараона? Дело в том, что Эхнатон был реформатором, при этом реформатором забытым.  Человеком, пытавшимся ввести культ Солнца, что было близко многим поэтам Серебряного Века.

1d3e0603b822c1e1978cf03bf948095f80afc9eb969.jpg

Владимир Кошевой, по-моему, очень удачно создал образ Хлебникова. У него получился человек вне времени и пространства, национальности или возраста. По-настоящему сильными стали моменты фильма, где раскрывалась антивоенная позиция поэта. При просмотре фильма создается ощущение, что Хлебников участвовал в Первой Мировой Войне, но в реальности его признали сумасшедшим и на войну он не попал. Простим фильму это допущение – образ поэта, вынужденного участвовать в таком страшном действе, получился очень сильным. При этом, не попав на войну великую, Хлебников успел поучаствовать в войне малой – в Гилянском походе Красной армии в Персию, где написал еще одно «восточное» произведение «Труба Гуль-Муллы».

Описанный им в этой поэме Восток мифологичен и страшен. Ничего приятно-есенинского (который побывает почти там – в Баку – несколько лет спустя после Хлебникова) нет. Но есть стихия, размах и масштаб.

 Здесь свалка неба голубого.

Слышу «Дубинушку» в пении неба.

Иль бурлаки небо волочат на землю?

Зеленые куры, красных яиц скорлупа.

И в полушариях черных

Блистает глазами толпа, как черепа,

В четки стуча.

И вот этот масштаб хлебниковского вИдения в фильме присутствует.

Говоря уже не о поэте, а об исполнителе его роли, отмечу, что актер сам утверждает, что его «не отпускает» Серебряный Век. Я запомнил его в кино в роли Раскольникова, после этого видел в ролях Гумилева и Феликса Юсупова, а «живьем» увидел в 2018 году на премьере концерта-спектакля Олега Погудина «Серебряный век», где он сыграл альтер-эго лирического героя, его другую ипостась. И всегда персонажи из той эпохи в его исполнении живы и органичны.

Несмотря на все достоинства фильма его техническое исполнение придется признать не совсем неудачным. Режиссер Ирина Евтеева самостоятельно прорабатывала каждый кадр, превратив его в отдельную картину. Недаром ее фильмы часто называют «рукотворными». Но ресурс художника не безграничен и в результате фильм стал последовательностью кадров, которые сменяют друг друга примерно два раза в секунду. Такая картинка не складывается в непрерывное видео, и при этом не дает рассмотреть каждый кадр отдельно. В результате мне, как зрителю, не удавалось удержать фокус дольше, чем на несколько секунд. К сожалению, я увидел примерно пятую часть изображений, которые были на экране, и воспринял фильм скорее на слух. Такие же отзывы я слышал от других зрителей, которых при этом заинтересовала и тема, и исполнитель главной роли.

a178c747a78701d1b609536daab3845f80afbfc28f4.jpg

В своем интервью журналу «Hello!» Владимир Кошевой призывает массового зрителя делать усилие и смотреть такие сложные фильмы, как «Мелодия струнного дерева». Я согласен с ним, такое сложное и проработанное произведение достойно зрительского внимания. Возможно в будущем режиссер подумает над выпуском более «смотрибельного» в техническом плане варианта картины. Пока что пожелаем Ирине Евтеевой и ее команде дальнейшего творческих успехов. 

Добавить комментарий