В плену у сакуры
14.12.2020 17:34
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

10 декабря на широкий экран вышла  историческая драма «В плену у сакуры» режиссера Масаки Иноуэ.  Картина рассказывает о любви пленного русского офицера Александра Сорокина ( Родион Галюченко) и японской медсестры Юи (Дзюнко Абэ) во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

4c43147c0808ff5c86379a211c02b85fd778133a0cf.jpg

Главные герои выдуманные, но у них есть исторические прототипы. Подобные истории стали возможны благодаря соблюдению Японией международной Гаагской конвенции 1899 года. Конвенция предписывала гуманно относится к военнопленным, и Япония всеми силами стремилась показать, что она – цивилизованная страна. Пленные русские офицеры  были помещены в буддийский храм и после жестоких боев оказались в маленьком японском городке со своим укладом и традициями.

Каждая сторона оказалась удивлена привычкам, традициям и мировоззрению другой. Сцена, где русские солдаты и офицеры поют и танцуют вместе с японскими медсестрами – одна из ключевых в фильме. При этом японцы в фильме старательно приучают русских к своим горячим источникам, японскому способу пить чай и даже водят в традиционный театр.

Современная кинокритика часто делит кино на «зрительское» и «авторское». Картина «В плену у Сакуры» это однозначно авторское высказывание режиссера Масаки Иноуэ. И высказывание это о мире и гуманизме, о совместной работе по сохранению памяти. Автор не удержался и обернул историю начала XX века в сюжет о поиске исторической правды праправнучкой той самой медсестры Юи. Начав свое изыскание от кладбища русских военнопленных в Японии, юная журналистка отправляется в Петербург. Сцены общения с русскими историками и потомками участников исторических событий напоминают уже не постановочное кино, а документальные съемки. К слову, русские военнопленные не были убиты в плену, большинство из них вернулось на Родину после окончания войны. Те же, кто умерли от ран и болезней, покоятся на кладбище, ко торое сохраняется в полном порядке.

6661ed62cfe1f17d4a7d698a5efd8a5fd777878752a.jpg

Над картиной работала русско-японская команда, и актерский состав тоже получился международным.  Там снялись Дзюнко Абэ, Родион Галюченко, Иссэй Огата, Александр Домогаров.

Состав композиторов тоже быдл международным. Над музыкой работали Хироюки Оногава, Алим Заиров, Иван Синцов.

В небольшом интервью Иван Синцов, лауреат таких кинофестивалей, как   Los Angeles CineFest, Cult Critic Movie Awards, Hollywood International Moving Pictures Film Festival рассказал   том, что он стал автором «любовной темы» к фильму, и что киномузыка занимает основное место в его творчестве, а его любимый современный кинокомпозитор -  Дарио Марианелли – автор музыки к фильму «Анна Каренина» 2012 года, которая номинировалась на «Оскар».

7e0cb533f259360554401479c77a745fd7777b62be6.jpg

Надо отметить, что «В плену у сакуры» далеко не первый его проект Масаки Иноуэ, связанный с Россией. В 2005 году он принимал участие в съёмках фильма «Солнце» Александра Сокурова, а в 2016 году создал свой полнометражный дебют «Реминисценция», мистико-психологическую драму, которую снял в России с участием русских актёров.

 «Русская и японская школы актерского мастерства сильно отличаются друг от друга: прежде всего, дело в разном способе существования в кадре. Японцы, как мне кажется, более внешние, а русские — более внутренние. Они думают о том, как показать, а мы — о том, как прожить ситуацию. С другой стороны, это очень интересно — не противостояние двух способов, а сочетание двух культур существования в кадре», - рассказал о работе над фильмом Александр  Домогаров.

«На съемках я удивилась богатству нежных выражений, которые используют русские. Сначала я очень стеснялась этих прямолинейных фраз. Помню, я даже как-то раз набралась смелости и спросила, почему все нужно говорить так прямо, — в ответ услышала: «Если нельзя любовь передать словами — то как еще по-другому ее выражать?» Я никогда не забуду эти слова. В тот момент я подумала, что у любви есть разные формы», - делится своими впечатлениями от съемок Дзюнко Абэ, исполнительница роли медсестры Юи.

a5cdc44cced218f695e67e0327b3ef5fd7776dc4fb3.jpg

Лично у меня фильм оставил приятное впечатление. Слегка неясные границы сюжета, возможно связаны с тем, что японский автор по русской привычке пытается вместить в фильм сразу все. При этом фильм порадовал тщательность проработки темы и серьезностью работы актеров. Мне было интересно посмотреть на то, как взаимодействуют в кадре актеры двух разных школ.  Возможно, можно было бы сделать центром фильма актерский дуэт Александра  Домогарова и Иссея Огаты, который, кстати, снимался и у Сокурова, но перед режиссером стояла задача создать фильм о любви.

Фильм не жестокий и вполне годится для просмотра с детьми-подростками, там присутствуют интересные, при этом  художественно оправданные этнографические моменты, которые дополняют сюжет и тоже могут заинтересовать зрителей.

 Фото Германа Шевелева

Добавить комментарий