Селфи? Хаос? Творчество!
20.01.2021 19:01
1 февраля 2021 года стартует интернет-релиз необычного
документального проекта «Селфи. Хаос и творчество».
А с 11 февраля картина появится на экранах кинотеатров по всей стране. Фильм снят
кинокомпанией «Вишневый сад» при поддержке Министерства культуры
РФ.


«Селфи» это документальный проект, посвященный современным соцсетям и тому, как они изменили нашу жизнь.
Он представляет собой монтаж из нескольких интервью. На экране 12 человек, это не только популярные блогеры – Стас Давыдов и Евгения Кривцова, но и «простые» представители поколения «селфи», к которому принято относить молодежь возраста 25-. Для кого-то, в первую очередь для молодежи, эти люди очень хорошо знакомы, для людей старшего возраста знакомство с героями фильма может оказаться небезинтересным.

Начну с того, что селфи это не только разновидность автопортрета – ведь фильм не зря начинается с рассказа об автопортретах Дюрера, а первое упоминание об автопортрете встречается у Плутарха, а некий новый стиль жизни и общения с миром и самим собой.
Соцсети выводят самопрезентацию человека на новый уровень, дают огромный набор инструментов и позволяют рассказать о себе всему человечеству, подключенному к интернету.
Фильм «Селфи. Хаос и Творчество» старается задавать острые вопросы и в целом выглядит как хороший ю-туб-проект с графикой, подбором людей и смелой попыткой организовать дискуссию по острым вопросам.
С одной стороны, его можно покритиковать за недостаток динамики и за то, что спикеры высказываются по отдельности, а не спорят в студии, но это может оказаться и достоинством фильма для тех, кто далек от темы и хочет освоить новый материал и поближе познакомиться со звездами ХХI века.
Для меня было важным то, что о молодежи рассказывает сама молодежь, которая по словам многих интернет-активистов не читает, не ходит в театры, не слушает музыку и так далее.
Но мы видим на экране очень молодых людей, которые думают, рассуждают, имеют точку зрения, определенные профессиональные успехи и заработок.
Фильм «Селфи» был снят в период пандемии, когда интернет-общение во всех формах стало особенно актуальным. Как еще не забыть, как выглядят твои друзья и те места, где ты любишь бывать? Но возникает и другой вопрос: а как отличить правду от вымысла, создаваемого за счет фото- и видео- редактуры?
«Селфи» не дает ответов на эти вопросы. Сами спикеры говорят, что путь самопрезентации в сети у каждого свой. К тому же, мы живем в то время, когда технологии максимально доступны, а нормы поведения стерты. Всегда найдется аудитория на самый даже не аморальный, а просто очень странный контент.
Формат дискуссии о соцсетях в виде фильма может смутить зрителя. Ведь в кино невозможно сразу отмотать страницу вниз и написать комментарий, вступить в дискуссию. А поговорить есть о чем: спикеры затронули такие темы, как психология «юзеров», безопасность в сети, общественные нормы морали, развитие рекламы и так далее. И самой аргументированной выглядит точка зрения Стаса Давыдова: огромный опыт создания контента на ютуб позволяет ему смело обобщать и делать выводы.

Как кинокритик, к тому же недалеко по возрасту ушедший от героев фильма, я могу сказать, что у документалистики есть разные задачи. Одна из них –простая и сложная одновременно: честно фиксировать перемены в общественной жизни, события и факты. Иногда документальным фильмам не хватает концептуальности и выразительности фильмов художественных, к тому же поиск художественного языка в их случае бывает затруднен целым списком объективных ограничений: одно из которых – работа со своими современниками с их личными представлениями о важном и дОлжном. Но в этом и огромная ценность «шершавого языка» документального кино – оно фиксирует жизнь и в случае описываемого фильма делает это правдиво и доброжелательно.

Я могу порекомендовать фильм «Селфи» для семейного просмотра: широкий охват мнений, приятная графика, новые лица и актуальная тема смогут лучше «познакомить» между собой разные поколения россиян.
В заключение отмечу, что у предыдущего фильма кинокомпании «Вишневый сад» «Вертинский.Одинокий странник» - очень успешная прокатная и фестивальная судьба. И такой же судьбы хочется пожелать и новому проекту компании.