С 18 февраля в Электротеатре Станиславский идет мультимедийный спектакль «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона».
Стоя на подмостках раешного театра — а именно так устроен медиатеатр Андрея Сильвестрова и его товарищей-соавторов, — Соломон Маймон рассказывает о своей жизни и событиях, которые приключились с ним по пути из его родного местечка Жуков-Борок в европейскую столицу философии Берлин.
Каждая из двадцати одной сцен медиаспектакля посвящена конкретному случаю из жизни героя. Действие представляет из себя череду притч, увлекательных и поучительных, в которых одна разрушенная иллюзия сменяется другой, а каждая новая — сильнее предыдущих.
Еврейская притча - это особый жанр - маленький нравоучительный рассказ, почти басня, но без морали. Притча не поучает, а деликатно намекает, грустно улыбается и вздыхает.
Притчи рассказывали в затерянных в Полесье хасидских местечках, их записывал и изучал философ-неокантианец и лауреат премии Эразма Мартин Бубер, который говорил о том, что притчи – это истории, способные передать живое отношение между «Я» и «Ты».
Я не случайно уточняю, что Бубер – неокантианец, поскольку и сам Кант в этой рецензии тоже появится, но сначала слово режиссеру.
«О жанре и форме. Как объяснить то, чего никогда не было, а при этом так очевидно, что кажется, существовало всегда? Можно попробовать через систему отрицаний: это не спектакль, так как в нем нет живых актеров; это не фильм, так как изображение не помещается на экран; это не инсталляция, так как основным содержанием не является визуальный образ. Или, наоборот, через принятие — поглощение: это спектакль, так как расположен в театре и актеры (хоть и не живые) играют на воображаемой сцене; это фильм, так как все действие транслирует проекция (и ничего более); это инсталляция в том смысле, что это специально созданная самодостаточная конструкция, производящая действие, образы и смыслы. Можно попробовать конструировать новые словосочетания: медиатеатр, цифровой вертеп, киноинсталляция и т.д. Но все это скорее запутает зрителя, да и нас самих, уведя в попытку объяснить форму, отвлекая от того, что это есть, о чем все это и про что. Спешу заметить, что это всего лишь иллюзия, ну да черт с ними, с иллюзиями! Поговорим о том, что это: Соломон Маймон родился в маленьком еврейском местечке. С детства он проявлял разнообразные таланты, которые позволяли ему достичь существенных успехов в той или иной области и занять хорошее место и положение. Но каждый раз добиваясь результата и хорошего положения, он обнаруживал границы этого мира и, стремясь к совершенству, отправлялся во все в новые и новые приключения. Он так и не стал врачом, учителем, раввином, спектаклем, фильмом и инсталляцией. Кем он стал, чем все закончилось и что все это такое решать вам, дорогие зрители. Как говорят перед просмотром: хороших вам иллюзий», - так описывает свой проект Андрей Сильвестров.
К этому можно добавить то, что авторы спектакля имеют дело с реальным персонажем и его реальным текстом. Маймон (1751 – 1800) - тот философ, которому Кант написал самый длинный ответ на его письмо и признал, что никто еще не понимал его так глубоко.
( Соломон Маймон. Портрет работы Клеменса Увольского)
А еще Соломон Маймон – герой нескольких пьес и книг. Например, в 1940 году в Московском государственном еврейском театре Соломон Михоэлс поставил посвященный ему спектакль с декорациями Роберта Фалька. Автобиография Майсона – дитя эпохи Просвещения, увиденной из штетла. Это было время, когда театр был почти всем: он учил, просвещал и дарил иллюзии.
Волшебный фонарь и сцена-коробка, расписанные по законам прямой перспективы декорации и напудренные актеры в нарочито ярких костюмах — все это потрясала зрителей и в старинном многоярусном театре, и в бедном балаганчике.
Для человека XXI века, раек или кукольный театрик уже даже не позапрошлый век. Однако при работе с материалом, несущим отпечаток своей эпохи, все время хочется найти уникальный художественный ход. В данном случае он найден в концептуальной игре в барокко, которое и само по себе игра.
Так что же такое "Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона"? Это произведение медиаискусства, в котором актеры и декорации существуют, словно они на сцене театра; аудиовизуальное отображение которого срощено с материальным объектом словно это инсталляция в музейном пространстве; и при показе которого работает принцип киносеанса, - пишут специалисты.
Добавлю, что автобиография Маймона - наиболее раннее из известных нам свидетельств об укладе жизни еврейского местечка в Польше и Литве второй половины XVIII в.
Это -свидетельство от первого лица, в котором есть и вопросы о Боге, возникающие у ребенка, и портреты польских панов, арендаторов, меламедов, знахарей, хасидов; женитьба в 11 лет (а в традиционной еврейской среде ребенок считается взрослым как только изучит Талмуд и Тору), борьба с тещей, тайное увлечение астрономией и т.д. и т.п. Этого было бы уже достаточно, но это еще и книга, написанная по-немецки, что сразу ввело ее в европейский литературный обиход. Даже Гете и Шиллер обсуждали его в своей переписке.
( Еврейская пара в национальных костюмах жителей черты оседлости. XIX век Jewish Gen Kehila Links)
Визуальный ряд спектакля – это коллаж из книжных страниц, иллюстраций и прочей печатной графики XVIII-XIX веков. Это и отражение просвещенческих интенций, и диалог, а иногда и конфликт талмудической учености и светской образованности нового времени.
В 2020 году спектакль стал одним из победителей Второго конкурса грантов Российского еврейского конгресса на развитие музейных и выставочных проектов в области еврейской культуры.
Да и вообще это просто интересная работа. Мы все живем на переломе эпох и в диалоге-оппозиции культурных кодов. Полезно посмотреть, как это получалось у других. И узнать, как написать так, чтобы Кант тебе ответил.
Автор благодарит Электротеатр Станиславский за информационные материалы, возможность посетить спектакль и встретиться с режиссером и рассчитывает на дальнейшее сотрудничество.