25 марта в повторный прокат выходит фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь».
Так отмечается 55-летний юбилей картины.
Уже подготовлены буклеты, справочные материалы, прошла встреча с редакцией журнала «Искусство кино».
Откуда такой интерес к черно-белому скромному фильму «при жизни» не снискавшему особых наград и даже выпущенному всего лишь в ограниченный прокат?
Видимо, это интерес к эпохе, точнее – к «концу прекрасной эпохи» - 1966 год – излет оттепели.
Сам режиссер говорил, что замысел фильма возник у него на съемках «Весны на Заречной улице».
Можно добавить, что его герои – повзрослевшие герои «Заставы Ильича».
Время действия фильма: от июльского дождя до дождя осеннего.
А дальше?
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья, - это Бродский напишет в 1969, через три года, когда будет казаться, что все закончилось совсем.
«Июльский дождь» ироничен, патетичен, многословен, наивен, похож на фильмы Трюффо и всей французской Новой Волны и одновременно самостоятелен.
У него сложная композиция, там много длинных планов, крупных планов, случайных вставок, потому что кадр понравился, кухонь, московских пейзажей и, конечно, дождя.
И еще: «Июльский дождь» отражает очень важную черту оттепельных и пост-оттепельных фильмов. Там ДРУГАЯ по сравнению с музыкальными фильмами тридцатых музыка.
Если в «Светлом пути» или «Цирке» это роскошные вставные номера, то теперь музыка активно создает художественное пространство. Критики тех лет много смеялись над желанием каждого режиссера вставить в фильм музыку Баха – но это уже само по себе переводило их на другой уровень.
А уж то, как сделана звуковая дорожка к «Июльскому дождю» смело и сейчас: в одном фильме Бах и Клячкин – «Ботиночки дырявые» …
И Окуджава, который впервые появился на экране в предыдущем фильме Хуциева «Застава Ильича».
«Простите пехоте» Окуджавы (спетая в этом фильме Юрием Визбором) и встреча фронтовиков у Большого театра которой заканчивается фильм, служат художественным напоминанием о праве поколения шестидесятников говорить в полный голос, задавать вопросы и искать на них ответы.
«Июльский дождь» - это начало нового даже по сравнению с оттепельным кино.
Это кино со сложной музыкой, аллюзией, контекстами. Негомогенная звуковая дорожка, внимание к частной жизни – невиданное раньше (кстати, книга Эренбурга, давшая название целой эпохе, тоже про «частное»), рефлексия, - все это есть в «Июльском дожде».
Мне посчастливилось встречаться с Марленом Мартыновичем и могу сказать, что вызвавший недовольство критиков Бах для него абсолютно органичен. Это был режиссер, глубоко погруженный в пространство культуры, постоянно работавший с актерами, ищущий сочетания кино и театральных приемов, не стремящийся к упрощению.
( Марлен Хуциев и Евгения Уралова на съемках фильма)
В шестидесятые все хотели говорить в полный голос.
Говорить в полный голос в наступившие семидесятые не получилось.
Но были те, кто говорил честно.
В кино того времени эта обязанность выпала музыке. Практически вместе с Окуджавой в кино пришел Исаак Шварц.
В 1965 году на экраны выходит «Рабочий поселок», в котором прозвучит песня на стихи Геннадия Шпаликова – «Спой ты мне про войну».
Ну а сложившееся чуть позже творческое содружество Окуджавы и Шварца оставило нам больше 30 песен, прозвучавших в кино. Плохой фильм они спасали, хороший - делали великим. И стали наставниками нескольких поколений, рассказав им про то, что «крылья у нас золотые» и «жить, может быть, несладко, да вот не жить нельзя».
И сейчас в 2021 году на предпоказе «Июльского дождя» не было свободных мест, а на концерт Олега Погудина «Любовь и разлука», посвященный музыке Исаака Шварца, никогда нет билетов и 30 марта артист будет петь ее онлайн, для всей страны.
Почему?
Наверное, чтобы повстречаться с надеждой…надежды могут обмануть, но они остаются и, хотя в жизни всегда есть разлука, но есть и любовь.