Чайковский – XIX– XXI: Традиция vs Эксперимент
18.04.2021 12:20
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

16 апреля в Музее П. И. Чайковского в Москве открылась выставка «Чайковский – XIX–

XXI: Традиция vs Эксперимент» – совместный проект Российского национального музея

музыки и Российского института театрального искусства – ГИТИС, объединяющий в одном выставочном пространстве работы сценографов разных поколений: от Александра Бенуа до выпускников и студентов ГИТИСа.

ed8426e91064f2e6df77ab44438c87607bfa7d407c8.jpg

Эта выставка даёт возможность увидеть и сравнить стилистику языка художников в рамках традиции и творческого эксперимента, оценить, как менялось вИдение творчества Чайковского в разное время.

Традиционные образцы классической сценографии представлены на выставке работами Александра Бенуа. Его декорации к «Пиковой даме» характеризуются ретроспективизмом, отражающий общий интерес мирискуссников к восемнадцатому веку.

На выставке представлены работы Петра Степанова, Виктора Симова и Бориса Матрунина,

воспроизводивших реалистические костюмы и декорации к «Евгению Онегину».

Интересно, что В.А.Симов, ставший по словам Станиславского «родоначальником нового типа художников-декораторов», активно работал и в кино, например, он сделал «марсианские» декорации для фильма Якова Протазанова «Аэлита».  

В музее представлены работы выпускников ГИТИСа 1990-х–2010-х годов: Светланы Архиповой, Мары Уваровой, Марии Кривцовой, Янины Куштевской, Геннадия Скоморохова, Ютты Роттэ, Анны Ходорович, Анастасии Чернышовой. Их эскизы костюмов и декораций посвящены операм «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балетам «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Сегодня авторы с успехом претворяют новые формы «параллельной реальности» в театрах Москвы и Петербурга, Казани, Кинешмы, Смоленска, Омска и других городов России.

8214dacbb5978f2aa3d363cead8013607bfc5a5b004.jpg

( Эта инсталляция называется "Обед у Чайковских")

  Искусство новейшего времени представлено экспериментальными инсталляциями, подготовленными студентами IV курса факультета сценографии ГИТИСа, мастерской Станислава Морозова.

Художники нового тысячелетия иначе расставляют акценты в классических сюжетах, расширяют границы – как в методах, так и в способах интерпретации. Они готовы разбить все известные стереотипы и превратить исполнение классических произведений в перформанс.

Вопрос о том, хорошо ли это, оставим за скобками. К тому же в данном случае мы говорим о выставке «экспериментальной сценографии», это своего рода творческая лаборатория, а не реальное сценическое пространство (вопрос о том, насколько «реально» сценическое пространство, тоже опустим.)

Среди представленных работ: граффити и видеоарт Даниила Пиви к балету

«Щелкунчик», специально выращенные кристаллы и кораллы Анастасии Миловой к

опере «Ундина», коллажи Анастасии Плохих к опере «Чародейка», гипсовые скульптуры

Алёны Грек к опере «Мазепа» и Ирины Бринкус к увертюре-фантазии «Гамлет». Белая гипсовая Офелия тонет в цветах, одновременно напоминая и картину прерафаэлита Милле, и Лизу из «Пиковой дамы» вместе с бедной «белобалетной» Одеттой, которая в первой версии «Лебединого» тоже утонула.  

53326816ac88b6c2cce841052fa4d7607bfa8766540.jpg

Собирательный многогранный «Образ композитора» создан Валидой Кажлаевой.

Самая провокационная работа на этой выставке сделана Ириной Бринкус. Это - имитация люстры из мяса и бисера, посвященная Столетней войне и жертве Жанны д’Арк (и опере Чайковского «Орлеанская дева). Как это выглядит можно увидеть на фото. 

c9a0e316e64fb6d6031061026ea5d1607bfa8e6bcbb.jpg

Кто-то, глядя на эту инсталляцию, вспомнит картины Джузеппе Арчимбольдо – правда там все выглядит более вегетариански, кто-то Босха, а кто-то фильм «Платформа» Гастелу-Уррутии.    

Выставка продлится до 13 июня.

Добавить комментарий