16 апреля в Музее П. И. Чайковского в Москве открылась выставка «Чайковский – XIX–
XXI: Традиция vs Эксперимент» – совместный проект Российского национального музея
музыки и Российского института театрального искусства – ГИТИС, объединяющий в одном выставочном пространстве работы сценографов разных поколений: от Александра Бенуа до выпускников и студентов ГИТИСа.
Эта выставка даёт возможность увидеть и сравнить стилистику языка художников в рамках традиции и творческого эксперимента, оценить, как менялось вИдение творчества Чайковского в разное время.
Традиционные образцы классической сценографии представлены на выставке работами Александра Бенуа. Его декорации к «Пиковой даме» характеризуются ретроспективизмом, отражающий общий интерес мирискуссников к восемнадцатому веку.
На выставке представлены работы Петра Степанова, Виктора Симова и Бориса Матрунина,
воспроизводивших реалистические костюмы и декорации к «Евгению Онегину».
Интересно, что В.А.Симов, ставший по словам Станиславского «родоначальником нового типа художников-декораторов», активно работал и в кино, например, он сделал «марсианские» декорации для фильма Якова Протазанова «Аэлита».
В музее представлены работы выпускников ГИТИСа 1990-х–2010-х годов: Светланы Архиповой, Мары Уваровой, Марии Кривцовой, Янины Куштевской, Геннадия Скоморохова, Ютты Роттэ, Анны Ходорович, Анастасии Чернышовой. Их эскизы костюмов и декораций посвящены операм «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балетам «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Сегодня авторы с успехом претворяют новые формы «параллельной реальности» в театрах Москвы и Петербурга, Казани, Кинешмы, Смоленска, Омска и других городов России.
( Эта инсталляция называется "Обед у Чайковских")
Искусство новейшего времени представлено экспериментальными инсталляциями, подготовленными студентами IV курса факультета сценографии ГИТИСа, мастерской Станислава Морозова.
Художники нового тысячелетия иначе расставляют акценты в классических сюжетах, расширяют границы – как в методах, так и в способах интерпретации. Они готовы разбить все известные стереотипы и превратить исполнение классических произведений в перформанс.
Вопрос о том, хорошо ли это, оставим за скобками. К тому же в данном случае мы говорим о выставке «экспериментальной сценографии», это своего рода творческая лаборатория, а не реальное сценическое пространство (вопрос о том, насколько «реально» сценическое пространство, тоже опустим.)
Среди представленных работ: граффити и видеоарт Даниила Пиви к балету
«Щелкунчик», специально выращенные кристаллы и кораллы Анастасии Миловой к
опере «Ундина», коллажи Анастасии Плохих к опере «Чародейка», гипсовые скульптуры
Алёны Грек к опере «Мазепа» и Ирины Бринкус к увертюре-фантазии «Гамлет». Белая гипсовая Офелия тонет в цветах, одновременно напоминая и картину прерафаэлита Милле, и Лизу из «Пиковой дамы» вместе с бедной «белобалетной» Одеттой, которая в первой версии «Лебединого» тоже утонула.
Собирательный многогранный «Образ композитора» создан Валидой Кажлаевой.
Самая провокационная работа на этой выставке сделана Ириной Бринкус. Это - имитация люстры из мяса и бисера, посвященная Столетней войне и жертве Жанны д’Арк (и опере Чайковского «Орлеанская дева). Как это выглядит можно увидеть на фото.
Кто-то, глядя на эту инсталляцию, вспомнит картины Джузеппе Арчимбольдо – правда там все выглядит более вегетариански, кто-то Босха, а кто-то фильм «Платформа» Гастелу-Уррутии.
Выставка продлится до 13 июня.