НАУМ МЕДОВОЙ. ПОСЛЕДНИЙ МАРШ
30.05.2021 22:19
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

«Последний марш» — иммерсивный проект американского художника, режиссера-документалиста Наума Медового, который совместно с видеохудожником Никитой Шоховым и композитором Олегом Макаровым, рассказывает о трагедии миллионов военнопленных, пропавших без вести во время Второй Мировой войны. Сопоставляя кадры военной хроники со сценами сегодняшней жизни, снятыми в Москве, Нью-Йорке и Берлине, художники размышляют о жизни людей тогда и сегодня, коллективной истории и социальной памяти, нашей общей ответственности, которую мы несем за будущее.

871742e9390c79cfd6ceb915111ccd60b3e569aedac.jpg   


Идея проекта Медового сфокусирована на Второй Мировой войне, как наиболее значимом событии новейшей истории.  Впервые проект состоялся в 1982 году благодаря рекомендации Иосифа Бродского, который помог Медовому показать одноименный фильм на американском телевидении.

 На выставке 2021 года демонстрируется  иммерсивная 10-канальная видеоинсталляция, в которую вошли архивные материалы советской и немецкой кинохроники времен Великой Отечественной войны, современные документальные съемки, сделанные в Москве, Нью-Йорке и Берлине. Экраны в человеческий рост позволяют зрителю стать очевидцем прошлого, наблюдая за ними из настоящего. Все это дополнено циклом графических работ. Взяв за основу распечатанные черно-белые кинокадры из фильма, Медовой наложил на них образы полевых цветов как символов вечного женского ожидания близкого человека. Контрастное сочетание выцветающих черно-белых снимков с живописью соединило и трагедию войны, и память о погибших, и радость великой победы.

71aa120729d16b3eb175131787748360b3e5997af21.jpg

 

В Москве проект будет показан с 29 мая по 4 июля 2021 года в Cube.Moscow — инновационной площадке для сотрудничества художников, галерей и кураторов. C 4 июня по 4 июля видеоинсталляцию в виде панорамы 72-метровой проекции можно будет увидеть в Екатеринбурге в «Ельцин Центре».

Наума Медового называют документалистом, но у его выставок есть две важнейшие стороны, которые хотелось бы отметить. Первая это условность, образность подачи материала, а вторая -  невольная политизированность выставки.

К моему счастью, мне удалось весьма подробно побеседовать с самим автором. Я выложу видео с его интервью, пока же могу сказать, что Наум Медовой создал действительно подлинно художественный проект. Он не ставит перед собой задачу максимально подробно рассказать о войне. Скорее перед нами ее художественное осмысление. Рассмотрим два образа, представленных на выставке. Первый это сочетание совместной фотографии советского и американского солдата и изображение одуванчика, который уже начал отпускать свои семена в полет. Автор отметил, что это не символ недолговечности дружбы, которая сложилась тогда, в 1945 году. Этот образ показывает, что семена от этой встречи разлетаются и создают почву для сотрудничества.

a06f25cca41bb44cf3a9562350015c60b3e57c25812.jpg

Я написал, что выставка невольно получилась очень политизированной, и это так. Художник много лет прожил в США и рассматривает взаимодействие двух народов. Сам он говорит, что он видит историю отношений России и США как спор двух великих народов. Он считает, что с обеих сторон говорят одно и тоже, только разными словами и что людям, говорящим по-русски и по-английски суждено быть друзьями.

Второй сильной образ – фотография солдатской матери - и цветок здесь выступает как символ неувядающих материнских чувств.

85e21fb17d1e407a3a863650c027a960b3e572ede92.jpg

Выставка «Последний марш» - глубоко трагичный проект. Это взгляд человека, который помнит военные годы, выпавшие на раннее детство автора – Наум Медовой родился в 1937 году в Одессе.

Для него военные годы – реальность его детства, однако экраны, демонстрирующие документальные кадры военных лет и портреты современных людей показывают, насколько сильно изменилось время. Современные и исторические кадры резко контрастируют – и дело не в том, что одни черно-белые, а вторые цветные. Невольно видишь, как изменились люди, понимаешь, как далеки ужасы войны от благополучия людей в современных Москве, Берлине, Нью-Йорке. Но эта отдаленность военного времени не сглаживает его трагизм и горечь потерь.

d32b9638fdf95b9e3092a4dc8ae98c60b3e5875ef12.jpg

Сила выставки «Последний марш» в ее комплексности – ведь это не только картины, но и экраны, и звук. Темная комната, в которой находятся экраны, создает сильное впечатление. Наверно таким и должны быть современные выставки, призванные наиболее полно раскрыть замысел автора различными художественными средствами...

 

 

Добавить комментарий