"РыСи" в центре Вознесенского
10.03.2022 19:10
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

7 марта Центр Вознесенского в рамках Лаборатории «Театр vs Текст» представил спектакль-перформанс «РыСи» режиссера Филиппа Виноградова. В основу проекта лег уникальный поэтический арт-материал, рассматривающий творчество двух малоизученных авторов Ры Никоновой  (Анна Таршис) и Сергея Сигея (Сергей Сигов).

Спектакль «РыСи» - это выступление  актерского дуэта, который рассказывает нам историю жизни х художников от их детства, знакомства и начала творческой жизни до эмиграции в  немецкий Киль.

 Я мог бы рассказать о «РыСи» искусствоведческим языком, используя слова «трансфигуристы», «синтетическое искуство» и даже «деконструкция». Но для наглядности я решил поискать параллели в современном информационном поле. И куда тут без мемов с котиками?

Примерно так трансфигуристы работают с текстом (да, это силуэт кота):

dec04c72a2c117e3be8564c6041d7d622a1d8a3e782.jpg

Известный мем и отличная картинка для передачи эмоций

В целом,  и современный рэп часто идет по пути трансфигуристов: абстрагируясь от слов и их изначального значения, разрушая фразы и смыслы и превращая творчество в ритмичное выкрикивание звуков.

3b76200429cf2287fc26f09636248c622a20e324048.jpg

На фото известный рэпер Скриптонит. Один из его классических приемов - читать так, чтобы ни слова не было понятно.

«РыСи»  - это совершенно точно не про эстетику в классическом смысле слова, а зачастую и про эстетику безобразного. Жаль, что Сергей Сигей и Ры Никонова совсем немного не дожили до того,  чтобы «насладиться» творчеством группы «Литтл Биг» и особенно их клипом «Give my your money».

9647abb835111ef566a87eaa682d9b622a219731096.jpg

Кадр из клипа "Give my your money"

Несмотря на то, что трасфигуристы на фоне официального искусства Советского Союза выглядели очень необычно, их не так и сложно встроить в общий фон культуры второй половины XX – начала XXI веков. Тут и деконструкция слов и смыслов (чем не постмодерн?) и близкие к медитации практики, и попытка отдалиться от всего накопленного человечеством опыта и взглянуть на него издалека. Так же нельзя не отметить стремление пары к искусству перформативному и иммерсивному.

Драматично выглядит концовка спектакля. Как я уже говорил, в конце жизни, еще в 2000-е пара художников переехала жить заграницу. И там они оказались на обочине культурной жизни, хотя, по словам их друзей, присутствовавших на спектакле, надеялись на гораздо большее. Именно там пара, и особенно Ры Никонова начинают «бронзоветь» и работать «музейщиками» своего творчества. Их квартира превращается в собрание собственных работ: тома, тома, картины, костюмы и «музыкальные инструменты» со старых перформансов… Оказалось, что именно на родине, несмотря на неприятие советскими властями, они были более востребованы и поняты.

Как зрителю, мне понравился спектакль своей живостью и близостью к зрителю. Актерский дуэт Ольги Власовой ( Анна Таршис)  и Игоря Витковского (Сергея Сигов)  очень органичен в своих ролях и в самой сюрреалистической атмосфере повествования. Ну и, конечно, спектакль «РыСи» - это история про любовь, причем местами очень тонкая и романтичная, без пошлостей. Могу порекомендовать данный спектакль как интересный и очень живой театральный опыт. К тому же, ни режиссер, ни актеры не были против того, чтобы выслушать мнения зрителей после представления. 

Добавить комментарий