"Герой" Асгара Фархади
10.03.2022 21:40
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

3 марта компания «Про:взгляд» выпустила в широкий прокат фильм «Герой» иранского режиссера Асгара Фархади, ставший обладателем Гран-при Каннского фестиваля в 2021 году.

Прежде чем я расскажу о фильме, хочется дать небольшую справку. Перед иранскими режиссерами со времен Исламской революции 1977-1978 годов всегда стояла сложная задача: никакой политики, секса, вопросов религии. Да, «Секс в Большом городе» или «Волка с Уолт-стрит» в таких условиях лучше не снимать. Тем более в бюджеты «не влезают» шикарные спецэффекты, трюки и дорогие костюмы.

Асгар Фархади пошел уже известной ему дорогой и снял «разговорную» драму, где персонажи ходят, говорят и совсем чуть-чуть нелепо дерутся. Похожий стиль можно увидеть в его предыдущих работах: «Развод Надера и Самин» 2011 года и «Лабиринты прошлого» 2018 года и других.


8ad50f40685664300dc7d81252e3a9622a45ae7f6d1.jpg

Кадр из фильма

Такое кино понравится любителям сложных и неоднозначных вопросов, где тонка грань между ложью и правдой и герой запросто может оказаться мелким злодеем. Конечно, повествование разворачивается в обстановке несовершенства судебной системы, бедности, слабости социальных институтов. Если сравнивать «Героя» с «Левиафаном» Звягинцева, то и тоски, и обвинений в адрес системы у Асгара Фархади в разы меньше. Даже чая (а чай в «Герое» пьют почти в каждой сцене) в иранском фильме выпьют меньше, чем водки в «Левиафане». Можно сказать, режиссер по-восточному тонко обыграл небогатый сюжет, недостаток художественных приемов и бюджета.

Но что в фильме хорошо? «Герой» действительно не давит на зрителя с требованием принять ту или иную сторону и даже не настаивает, что жизнь главного героя кончится, если он потерпит неудачу. Нет, жизнь продолжается, семьи не рушатся и каждый персонаж имеет право на свой взгляд на ситуацию.


5fcc16fe1389a469348175ec1ef26b622a45b1b7d38.jpg

Кадр из фильма

Отдельно хочется поговорить о важности культурных связей в наше непростое время. И вправду, европейские кинофестивали традиционно поддерживают иранское кино, ценят его красоту без спецэффектов и шокирующей дерзости. При этом, критиков не останавливают сложные отношения Ирана и других стран. Наверно они понимают, что политическая напряженность не должна лишать творческой реализации людей искусства. И вправду, только открытость для диалога может помочь нам поддержать хрупкий мир в это непростое время. 

Добавить комментарий