Поэзия русского лета
27.10.2022 22:27
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
Хорошим людям нужны стихи, но еще нужнее БПЛА
Александр «Настоящий» Пелевин

Недавно в свет вышел в поэтический сборник «Поэзия русского лета», посвященный событиям на Донбассе 2014-2022 годов. Перед читателем солидное собрание работ двадцати пяти поэтов, в котором несколько сотен стихотворений.
Сборник стихов сразу впечатляет своим профессионализмом, ведь большая часть его авторов прошла этап становления как поэты и деятели культуры до начала описываемых событий.
К примеру, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, автор строк:
Ополченье – это просто метод,
Метод выживания своих.

Если дом снарядом разворочен,
Если счастье больше не сплести -
В мире будет столько Новороссий,
Сколько надо, чтоб его спасти.

Или Владислав Маленко, художественный руководитель Государственного музея Сергея Есенина в Москве и основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов:
Непогашенные окурки
продырявили лунный сыр
Нет фальшивее драматурга,
Чем война под эмблемой «мир»

Я, как читатель, открывая сборник «Поэзия русского лета» с морпехом с позывным «Струна» на обложке (его можно узнать по красному рюкзаку) ожидал нечто вроде фронтовых сводок в стихах от непрофессионалов. К своему удивлению, я встретился с работами поэтов, которые многие годы делали главную работу пиита - «были там со своим народом, где народ, к несчастью, был»:
Сегодня не фюрер, А НАТО,
Но суть не меняется тут –
И русское солнце солдаты
На запад по новой несут
Иван Куприянов
(Но на запад, на запад ползёт батальон,
Чтобы солнце взошло на востоке)
Высоцкий

Такое счастливое открытие наводит на грустные мысли – подлинная, народная и актуальная поэзия с трудом пробивается через сонмище дешевых сатириков, попсовых певцов, работы якобы «великих» Быкова, Акунина, Гандлевского, Оксимирона и так далее.
Но не будем о Быкове и Оксимироне, поговорим о хорошей поэзии. Сборник «Русское лето» не только про русских и лето – авторы стремятся вписать свои стихи и описываемые события в исторический и литературный процесс.
Поэзия «Русского лета» о ходе истории, калейдоскопе эпох, архетипах по Юнгу, Риме и Греции и скандинавской поэзией.
Эвтерпа муза сделалась валькирией
И сошла в окопный неуют.
Игорь Караулов

Ты одноглазый бог войны
Ты бог дружин и дальних странствий…
…твой дух – как некий архетип
Предвиденный Густавом Юнгом
Александр Александрович Сигида

Над третьим Римом восходит новая заря…
Елена Заславская

fb7e98960e6780c5fc9761bdb873ac635ada931c916.jpg
Поэт Елена Заславская

Типа как римляне,
Ущемляющие этрусков.
Сорян, не потрафили.
Анна Долгарева

Отсылки в текстах сборника могут встретиться самые разные: ведь автор здесь не превозносит свое я (или не уничижается картинно) и ощущает свою связь с эпохой и людьми:
Повторяя рефрены событий
Не теряйте связующий нити
Ольга Старушко

Это создает контраст с той «городской» поэзией, которую можно послушать на концертных площадках крупных городов (тут будет про переживания, алкоголизм и прогулки автора по городу) и рэпом, особенно «новой школы» (тут про переживания, наркоманию и «хождение по бабам» автора).
Можно увидеть корни «Поэзии русского лета» в Серебряном веке, тем более сами авторы нам в этом помогают. Например, в одном из интервью задолго до «Поэзии русского лета» Марк Лешкевич говорит:«Что считаю золотым веком русской поэзии … скорее тот период, что назвали веком серебряным. Там же колоссальная сила эмоционального воздействия. И, кстати, сейчас есть тенденция такого возвращения к модерну».
Соберем дрова – наломаем дров
Мы все чаще целуем вдов,
Шерим донаты на смерть врагов
И крестимся как попало
Марк Лешкевич

По схожему пути идет А.А.Сигида, полемизируя в своих стиха с предтечей символизма и сюрреализма графом де Лотреамоном.
А военкора, и поэта Семена Пегова с легкостью можно причислить к наследнику авангардистов и символистов с его почти скальдическими стихами про сплав на ладье по Северной Двине и:
По жилам жизнь размерено гоня
Подальше от купцов и цыганья
Выстраивает роту в три ряда
Моя новороссийская орда

a6382533b5ae9967d73e4f83cfd159635ada9a93a5c.jpg
Поэт Семен Пегов

Поэты Серебряного века сейчас заняли достойное место среди русской классики – их наследие проходят в школах и ВУЗах, по ним написаны целые библиотеки исследований. Но в свое время они были новаторами и экспериментаторами. Литературная судьба великих авторов Серебряного века известна всем. А вот, например к Владимиру Агатову, начинавшему как символист и декадент, известность пришла именно когда он стал автором песен «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», написанных для фильма «Два бойца» 1943 года. Так Великая Отечественная Война стала «большой темой» и для него, и для других авторов, став толчком для написания сильнейших строк. Можно сказать, что такое сравнение работает и с «Русским Летом» - поэты включаются в большие события, используя их для своего художественного делания. Такой подход помогает создать профессиональный и значимый в масштабах всей культуры корпус текстов.
И правда, я, как читатель, ожидал от сборника более «неаккуратных», нескладных, но искренних «окопных» стихов с атмосферой хулиганства, бунта против сложившейся буржуазной культуры. Например, не позвали же на «Вечернего Урганта» Чичерину, исколесившую ДНР и ЛНР с концертами. Человек, выступивший на стороне «орков» просто не мог оказаться на этой передаче. Про подобное фэнтезийное деление очень точно написал поэт Дмитрий Артис:

Светлоликие эльфы с дырой в голове
саранчой налетели на Мордор.

Небеса, будто веки, поднял доброхот.
По классическим правилам шахмат
светлоликие первыми сделали ход,
пока орки корячились в шахтах.

395fdd1b4ad3b92f652038ce953573635ada9684c2b.jpg
Поэт Дмитрий Артис

Дело, конечно, не в вымышленных персонажах. Но многие поэты «Русского лета» не отказали себе в удовольствии посмотреть на ситуацию через призму народной мистики, произведений Эдгара Алана По, Лавкрафта, Астрид Лингрен и даже книгу Дмитрия Пинского «Два Архангела с клыками»:
Под орудийный бит, открыв клыкастый рот
Архангел протрубит победных восемь нот
Дмитрий Артис

Как видите, поэты работали с интересными и значимыми параллелями.
В то же время в огромной части нашей публичной сферы само упоминание трагедии Донбасса гарантировало человеку статус парии, отвергнутого. К примеру, на всю страну прогремел рэп-баттл Гнойного против Оксимирона. По единогласному мнению жюри победил Гнойный, но он, в отличие от своего соперника, он не удостоился приглашения на вечернее шоу с Ургантом и не мелькал на обложках журналов. Слава КПСС, он же Гнойный, куда менее любим «либеральной» публикой, чем его оппонент, хотя к текущему моменту уже давно записался в ряды «светлоликих». Не потому ли, что в его баттле звучала строчка «Рем Дигга пел за Донбасс, за него люди шли в траншеи»? Естественно, сам Рем Дигга с его клипом «В огне» и миллионами просмотров на ютубе награжден гробовым молчанием от наших «либералов».
Поэты же «Русского лета» не замалчивают существование своих оппонентов, а прямо говорят: «Я буду с ними говорить о мире на языке Давида и Эсфири». А.А.Сигида "Клеветникам России" зачеркнуто «Пацифистам»
Что приятно, сами же поэты по-разному говорят о своей социальной роли:

Нет, я была поэтессой из Ленинграда.
Шляпа, мундштук, открытые платья.
Анна Долгарева

Я вообще не креативный класс
И даже не латентный педераст.
Я толерантен в рамках Домостроя.
Дмитрий Молдавский

Я верю в сталь,
текущую по венам,
в протяжный стон
уставшего гудка,
живой,
мужской,
рабочий,
невоенный,
как гимн
от проходной
и до ларька.
Егор Воронов

Но за социальными и другими различиями авторы видят то, что объединяет, а не разъединяет общество:

Земли нет в мире краше – в ней спят солдаты наши.
Елена Заславская

Я хочу говорить о любви словами всеми –
Ковылем шелестящим, теплым грибным дождем.
Если станут землей все, кто ляжет однажды в землю,
Может быть, мы друг друга сейчас поймем?
Борис Бергин

Да мы русские, римляне мы, наши шлемы блестят
Анна Долгарева
(Да скифы мы, да азиаты…)
Критикам не советую тут цепляться к слову «русские» и обвинять поэтов и RT в национализме:
Я думала за часом час
Про дагестанского героя
Который жизнь свою отдаст
Для материнского покоя.
Мария Ватутина

Нельзя не обратить внимание и на христианские мотивы, встречающиеся почти у каждого автора. Как «не бывает атеистов в окопах под огнем», так и «расстрелянный город Донецк» породил поэтов, не боящихся говорить о душе, духе и вере:
И солдат, убитый под Донецком,
Протянул апостолу в горсти
В крови и поту рисунок детский
И услышал голос:
«Пропусти»
Алексей Шмелев

faa7e9e76c6cf89beada85780f6c2e635adbbaf1e58.jpg
Поэт Алексей Шмелев

Книга выполнена в белом дизайне, с черно-белыми графическими изображениями бойцов. Некоторые детали имеют цвет, чаще всего, красный. Банальная аналогия, но поэзия «Русского лета» и вправду ощущается очень чистой, белой. Здесь минимум упоминаний алкоголя и наркотиков, всего пара бранных слов. Прочтение «Поэзии русского лета», несмотря на трагизм стихов и ситуации, оставляет после себя очень светлое ощущение и веру, что:
Родина будет большой, богатой
Мирной на все века
Многоязыка, сильна, степенна
Крепкая, как Массандра
Будут мальчишки играть в Арсена,
Гиви и Александра
Максим Замшев

P.S.: Автор просит прощения у тех поэтов, которых не упомянул в данной рецензии или упомянул слишком кратко и однобоко. Надеюсь, что в дальнейшем напишу о вас подробнее. 
Добавить комментарий
22.07.2023 10:22
Анонимно
А поэзия где?
Добавить комментарий