В Главном храме Вооруженных сил Российской Федерации 18 ноября 2022 года состоялось открытие выставки «Святые воины. Иконы XIV – XX веков в фотокопиях».
Тематика выставки специально подобрана к убранству монументального храма ВС РФ. Её посетитель выставки может сначала осмотреть гигантские мозаики внутри храма, изображающие участников военных событий. Особенное внимание уделяется Великой Отечественной Войне и конфликтам второй половины XX - начала XXI веков. Таким образом открывшаяся выставка становится важным элементом всего оформления храма, укрепляет связь между историей и современностью.
Мозаика. Главный храм ВС РФ
Выставка посвящена Святым воинам, и нельзя не заметить, что в ней обобщены сразу три очень разных по сути сюжета, три разных основания для создания образа Святого Воина.
Первый сюжет связан с Архангелом Михаилом – Архистратигом, предводителем святого воинства ангелов. Архангел Михаил символизирует борьбу Света со Злом и часто используется как символ непримиримой и справедливой борьбы за веру. Образ Архангела Михаила восходит к Ветхому Завету – ко временам, когда люди еще не формировали четкого нарратива о свое истории, но считали важным образно описать свое мировоззрение, идеалы и общественные ценности.
Архистратиг Михаил. Икона. Угол съемки продиктован бликами на стекле
Второй сюжет связан с канонизированными воинами римской армии, которые пострадали за свою веру в Христа. За свою духовную твердость они принимали мученичество на земле и вечную жизнь в раю. Именно к таким мученикам относится святой Георгий, казненный во времена римского императора Диоклетиана – известного гонителя христиан. Интересно, что образ мученика за веру, отказавшегося от привилегированной роли римского офицера, за века трансформировался в образ воина, побеждающего зло. Это не было случайностью – победа Добра над Злом это один из общих для всех индоевропейских культур сюжетов. Святой Георгий закалывает змия копьем – и некоторые исследователи видят в этом развития образа мирового древа, где змий представляет ад и находится внизу, а святой воин, небесное воинство и рай и располагается сверху.
Вид с колокольни на храм
Никак нельзя не упомянуть и уникальную икону из собрания Музея Русской Иконы – образ святого Христофора с песьей головой. Согласно житию, этот могучий воин берберского происхождения, приняв христианство, попросил у Господа песью голову, чтобы соблазны не отвлекали его от праведной жизни.
Третий сюжет связан с канонизированными воинами, чьим делом жизни стала защита Руси и России. Образы святых князей Михаила Тверского и Александра Невского и их деяния связывают события ранних веков христианства и современную духовную жизнь, требующей от христианина защищать родную землю и православную веру.
Вид с колокольни
Перед презентацией выставки прошел небольшой молебен. Священник напомнил собравшимся слова Достоевского, что главное поле битвы – сердца людей. И вправду, тема духовного подвижничества и ратных дел соединены в выставке «Святые воины. Иконы XIV – XX веков в фотокопиях».
Если говорить о художественной стороне выставки, то на ней представлены как средневековые, так и почти современные иконы. Условность, характерная для древнерусской иконописи, соседствует с реализмом и точностью пропорций. Так же на выставке соседствуют иконы среднего размера с образами, являющимися элементами внутренней росписи храма. К примеру, росписи Ферапонтова монастыря находятся на большой высоте и предназначены для взгляда с расстояния. Это хорошо видно по фотокопиям фресок – фигуры в человеческий рост призваны создать мощный образ и подчеркнуть единство храмового пространства. Совершенно иначе стоит рассматривать иконы с клеймами, к примеру икону «Чудо Георгия о змии» XIX века, где вокруг центрального сюжета расположено двенадцать миниатюрных изображений-клейм.
Эта выставка, подготовленная Музейно-храмовым комплексом ВС РФ Минобороны России, Музеем русской иконы им. Михаила Абрамова совместно с Кирилло-Белозерским музеем-заповедником и Центром культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского при поддержке Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, несомненно привлечет внимание посетителей храма своей познавательной и духовной ценностью, разнообразием представленных на ней экспонатов и интересным поясняющим материалом.