26 апреля в Музее Русской иконы имени Михаила Абрамова состоялась презентация каталога коллекции русских икон Олега Кушнирского. Эта коллекция начала формироваться в 1990-х годах в США и включает в себя редкие образцы иконописи Нового Времени, иллюстрируя собой драматическую судьбу произведений искусства в XX веке, извилистыми путями попавших в Америку из Советской России во время нескольких волн эмиграции.
Большинство икон из этой коллекция объединяет один сюжет – Воскрешение Христа и сошествие во ад. Книга содержит четко объяснение того, почему этот сюжет является объектом интереса коллекционера.
Иконописцы Российской Империи работали как для «просвещенной» публики двух имперских столиц, так и для старообрядцев, чтущих традиции. У первых большим спросом пользовался барочный стиль и пришедший в Россию из Европы сюжет воскрешения Господня. Вторые же предпочитали византийский сюжет сошествия во ад и стилистику древнерусской иконы. Такая встреча традиции и обновления не может не заворожить зрителя. Перед нами раскрывается история Российской Империи с противоречивыми тенденциями и веяниями. Анализируя историю страны, многие рассматривают противостояние модернизации, просвещения и традиции как противопоставление привилегированных и низших, малообеспеченных слоев населения. Но перед нами целое собрание роскошных икон, выполненных по заказу представителей разных слоев общества. Так же мы видим, что старообрядцы со всем своим традиционализмом могли себе позволить иконы не хуже, чем столичные заказчики. Зритель, даже не зная фамилий знаменитых старообрядцев (Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, Мамонтовы, Алексеевы, Бахрушины) может представить себе их вклад в развитие страны.
Икона "Воскрешение - Сошествие во ад"
Обратим внимание на то, что все иконы в коллекции выполнены с клеймами. Конечно, такие иконы значительно содержательнее и могут не только быть предметом культа, но и хорошо иллюстрировать Евангелие и Четьи Минеи. Понятно, что такая икона скорее будет занимать видное место в церкви на уровне глаз или храниться в семье, чтобы члены семьи могли ее рассмотреть. В клеймах, рассказывающих сюжет, икона оживает и заставляет верующих снова и снова переживать важные события. Такая икона может дать более полное представление о стиле иконописца (насколько здесь употребимо это слово), ведь перед нами не одна, а сразу множество фигур, написанных им. Здесь ярко может проявиться его познания и интерес к западной живописи или древнерусской и византийской традициям.
Сюжет воскрешения Христа, представленный на многих иконах, позволяет оценить, как иконописец работает со светом. Этот сюжет дает повод для того, чтобы оттенить часть пространства иконы и показать световые переходы и даже тени. Присутствующие на иконописном изображении воскрешения Христа фигуры жен Мироносицы и римских легионеров заставляют иконописцев показывать яркие эмоции, движение и искать художественный способы отделить фигуры людей от фигуры богочеловека.
Понятно, что формат публикации не позволяет подробно рассказать обо всей коллекции. Отмечу только еще одну важную вещь: усиление интереса научного и художественного сообщества к памятникам иконописи конца девятнадцатого – начала двадцатого веков.
Икона "святой Харлампий Магнезийский с житием"
На праздничном пасхальном вечере, в ходе которого прошла презентация каталога, можно было увидеть многих историков, искусствоведов, журналистов и коллекционеров.
В приветственной речи директор Музея русской иконы Николай Задорожный выразил благодарность семье Кушнирских за то, что они, находясь в таком отдалении от России, собрали, сохранили и благодаря публикации каталога ввели в научный оборот большое число неизвестных до этого памятников национального искусства.
Презентация завершилась небольшим концертом виолончельного дуэта «Золотой век», играющего музыку барокко на аутентичных инструментах.
В мае книга «Русская икона середины XVII – начала XX веков. Коллекция Олега Кушнирского» появится в книжном киоске музея. Безусловно это яркое издание украсит любую домашнюю или публичную библиотеку, станет примером кропотливого и уважительного отношения к иконописи и христианскому наследию.