Модерн в русской иконе
06.05.2023 20:08
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

    27 апреля в музее Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе», посвященный стилю модерн в русском религиозном искусстве. Это художественное направление получило распространение в последних десятилетиях XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России. Модерн разительно отличается от более ранних стилей, таких как барокко и ампир, тем, что в нем можно выделить основные особенности и течения, но очень сложно найти его границы. Это дает коллекционерам определенную свободу – в список «икон модерна» могут попасть почти все работы данного периода, чьи авторы отошли от византийского канона.

Рассматривая историю иконописи, важно понимать, что тенденции обновления византийского и русского канона, стилистические и сюжетные изменения коснулись русской иконы еще в XV веке. Влияние Возрождения, в том числе Северного Возрождения, вдохнули нотки гуманизма и реализма в русскую иконопись, усложнили работу со светом и тенью.

50b7930c8ef7ab45766ac059127c76645689221bac3.jpg

Именно поэтому мы должны понимать, что модерн не стал первым стилем, нарушившим средневековый мир русского иконостаса и религиозного искусства. На рубеже XIX-XX веков русское искусство отошло от барокко и классицизма и начало романтизировать старину. Вспомним здания Ярославского вокзала и Исторического музея, работы Васнецова, Врубеля, Нестерова и других. Так тенденции национального романтизма и модерна встретились, в том числе, и в пространстве русской иконы, создав по-настоящему интересные произведения.

af832b5437eebb7ceb54befb7e8eda6456890e3a0f5.jpg

На выставке представлены разнообразные памятники, созданные в стиле модерн – иконы и их оклады, киоты, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, объединенные характерными стилистическими особенностями и формальными приемами. Их отличают повышенная декоративность, внимание к линии и цвету. Стилеобразующую структуру модерна во многом определяют орнаменты – художники встраивают в них сложную христианскую символику, растения и цветы, ягоды, мифологизированных животных и птиц. Интерес ар-нуво к орнаменту сближает его с византийским стилем. Обратим внимание на парную икону Бориса и Глеба, где один из святых изображен в византийском одеянии с типичным орнаментом, а другой в одеянии с цветочным орнаментом в стиле ар-нуво.

9727258ac7f2667dde30eca6f8c4ca64568912b09d2.jpg

С конца XIX века стиль модерн появляется в живописных произведениях на религиозные темы в творчестве В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля и ряда других художников. Работы этих прославленных мастеров использовались иконописцами в качестве образцов. В частности, на выставке представлены копии росписи Владимирского собора в Киеве, православного собора в Варшаве и других известных храмов. В иконописи стиль модерн нашел отражение в работах А.Я. Вашурова и других мастеров.

c368a5c10467a0c0c8b40dfc8e4ef9645689176044c.jpg

                Как у зрителя данная выставка у меня оставила вдвойне приятное впечатление. Во-первых, на выставке были представлены мастерски выполненные работы большой художественной силы. Во-вторых, модерн и конец XIX – начало XX веков в целом - это время, когда были созданы большинство иллюстраций для классических книг о русской истории, изобразительная основа для большей части школьной программы. Так визуально выставка «Модерн в русской иконе» возвращает зрителя в детство. На этот работает и сама специфика иконы как художественно произведения. Многие из них не только являются религиозным объектом, но и стремятся рассказать зрителю свою историю.

Для того, чтобы рассказать историю, иконописцы прибегают к созданию так называемых клейм – небольших изображений, обрамляющих основной сюжет и содержащих в себе, к примеру, ключевые сюжеты жития святого или сцены из Евангелия. Вместе с модернисткой эстетикой, построенной, в том числе, на движении, «иконы модерна» становятся полноценными рассказчиками, что усиливает и без того большое художественное впечатление.

a7bd5a643627beda33083d9505d0a56456891c0b583.jpg

Важно обратить внимание на важность мастерства ювелира в создании иконы. Многие  иконы на выставке имеют богатые оклады, к тому же на выставки представлены выполнение из металла складные иконы – «складни». Так же на выставке представлены уникальные керамические работы М.А. Врубеля – кронштейны с изображением ангелов.

f4fea42f9b50b8044c84d3774304b06456892691867.jpg

Нам, зрителям, повезло, потому что модерн это как правило, культура «индивидуального проекта». Именно поэтому даже на небольшой выставке представлено столько разноформатных работ. Тем более мы знаем, что в конце XIX – начале XX века Москва, Петербург и Киев были ведущими центрами ювелирного искусства. В этих городах собрались лучшие художественные силы, в творчестве которых отразились поиски новых художественных стилей. Эстетика модерна использовалась в произведениях декоративно-прикладного искусства многих знаменитых ювелирных фирм в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве: К. Фаберже, на фабриках «Товарищества П.И. Оловянишникова сыновья» (главный художник С.И. Вашков), Д.Л. Смирнова, П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, О.Ф. Курлюкова, И. Маршака, в московских артелях и других. Мастера, работавшие в стиле модерн, экспериментировали с художественной формой и органично использовали различные материалы.

Выставка продлится до 16 июля, и я очень рекомендую посетить ее с детьми во время школьных каникул.

Добавить комментарий