30 мая и 1 июня на новой сцене МДМ, в театре «Маска», состоялась премьера мюзикла Александра Журбина «Между двух миров» по пьесе Семена Ан-ского «Диббук».
Это - необыкновенная история страстной и трагической любви, в которой переплетены еврейский фольклор и мистика. В преддверии свадьбы в юную Лию вселяется Диббук – дух ее возлюбленного Хонона, умершего от вести, что его невеста обещана другому.
Написанную в начале прошлого века пьесу Ан-ского играли в Москве в постановке Евгения Вахтангова, в еврейских театрах Вильно и Варшавы, она была переведена на многие языки, многократно ставилась и ставится в Европе и США, экранизировалась. И 30 мая и 1 июня фойе театра можно было увидеть выставку афиш и эскизов костюмов к разным постановкам пьесы. Так зрителей сразу включался в контекст и мог оценить историю происходящего на сцене.
Свое видение этой удивительной истории Александр Журбин предложил еще в 2005 году, но 18 лет детище композитора существовало лишь на бумаге – пока к процессу не подключился Международный благотворительный фонд СТМЭГИ и Президентский Фонд Культурных Инициатив.
Надо сказать, что оба премьерных спектакля прошли с аншлагом и сопровождались оглушительными овациями. И это не удивительно.
Кроме яркого актерского состава, а в спектакле участвуют Ефим Шифрин, Валерия Ланская, Александр Казьмин, Лика Рулла, Эльмира Диваева, Ярослав Баярунас, Юрий Мазихин, Александр Резалин и другие исполнители, чьи имена прекрасно известны знатокам и любителям мюзиклов, каждый найдет там что-то своё.
Актерский состав спектакля
Кому-то окажется близким живой оркестр на сцене, молодому зрителю будет интересно сравнить местечкового цадика в исполнении Ефима Шифрина с Гендальфом (некоторые реплики звучат почти как знаменитое «ты не пройдешь!»), кто-то впервые столкнется с бытом и традициями штетла, а кто-то окунется в воспоминания.
Ефим Шифрин в роли Ребе
Скажу честно, у меня были опасения, что спектакль окажется излишне этнографичным, ведь в этой области накоплено множество штампов.
Однако основной конфликт пьесы показан не как конфликт в еврейском местечке, не как конфликт между богатыми и бедными и даже не между миром живых и миром мертвых, а между правдой и ложью, что сразу перевело его в пространство мифа.
А демонстрация увлечения кабалой воспринимается не только как деталь еврейского быта, но временами как злая сатира на современный разгул дешевой мистики и «Битвы Экстрасенсов», как напоминание о том, что это далеко не всегда безопасно.
При этом мир местечка - это мир людей, умеющих читать и знающих священные книги. Здесь все (на разном уровне, конечно), ведут религиозные дискуссии и уважают образование. Тем ярче этот мир оттеняет мир нищих – неблагодарных, жадных и грубых. Но как в «Корабле дураков» Иеронима Босха такое сниженное, «дурацкое» общество является карикатурой на общество людей, считающихся «приличными». Не случайно нищие увлекают главную героиню в свой танец и чуть было не уводят с собой. Отмечу, что и в вахтанговском спектакле столетней давности и в спектакле Нины Чусовой сцена прихода нищих - одна из самых запоминающихся.
Лия ждет возлюбленного...
Жанр спектакля обозначен как мюзикл, однако современные ритмы и «ведущий» синтезатор (это не случайно – под него актеры репетировали)) позволяют определить его и как современную рок-оперу. В этом есть свои достоинства, например, бОльшая привлекательность для молодежи, есть и слабости. Например, мне, как человеку с классическим музыкальным образованием, хотелось бы в некоторые моменты слышать аутентичную клезмерскую музыку, в которой главные инструменты скрипка, контрабас и кларнет. Однако это чисто субъективные пожелания, объективно же это – успешная, интересная, свежая работа композитора, режиссера и всего коллектива.
Очень хочется, чтобы «Между двух миров» вошли в московскую афишу на постоянной основе.