«Дубровский». Премьера. Театр Терезы Дуровой
25.09.2023 22:39
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

Спектакль “Дубровский” театра Терезы Дуровой, поставленный по одноименной повести А.С. Пушкина, стал для меня интересным зрительским опытом.

Главная особенность спектакля – народная, часто свадебная, музыка, которая сопровождает героев на протяжении всего повествования. В этой музыке слышны языческие мотивы, создающие мистическую атмосферу. Абсолютно в «народном» духе символическим стержнем повествования становится свадьба, чего у Пушкина нет, но что оправдано «погружением» сюжета в народную стихию. Таким образом авторы пытаются метафорически поговорить со зрителями о судьбе и круговороте рождения и смерти. При этом постановка не перегружена нововведениями. Можно сказать, что там четко слышен голос Александра Сергеевича, его юмор и глубокий взгляд.

Особого внимания заслуживают костюмы. Они решены в черно-белой гамме со всеми оттенками серого. При этом выделяются красные и малиновые детали некоторых костюмов. Вкупе с оформлением сцены это выглядит как цветные вкрапления в черно-белом фильме. Тут нельзя не вспомнить красное знамя из «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна. В то же время авторы явно специально отошли от алого цвета, и выбрали близкие оттенки. Видимо они не хотели делать из «Дубровского» революционный манифест, как это часто было в советское время. Такой подход я считаю честным – в образе Дубровского очень мало от политика, он Робин Гуд, Зорро, немного Казанова, а не Эрнесто че Гевара, Чиполино или Павел Власов.

e60d52a662e9e6d7205483fe86573a65129b07e7169.jpg

Актерский состав “Дубровского” состоит из молодых и сильных актеров, которые играют ярко и с видимым удовольствием. В программке указаны все исполнители некоторых ролей, но я расскажу  о тех, кого видел. Прежде всего хочется поговорить о балансе сил в постановке, ведь Павел Мальцев в роли Троекурова несколько перетягивает на себя повествование. Молодой Дубровский (Николай Теряев) смотрится не как противовес ему, а как юноша, страдающий от своей неготовности к соперничеству. Может это и хорошо – харизматичный злодей (кстати у Троекурова плащ не с кровавым, а с пурпурным подбоем, что смотрится как явный уход от случайного цитирования) это большая ценность для произведения. У Ирины Пахомовой в центре повествования уже не разгулявшийся помещик, а властвующий тиран, злодей масштаба Владимира Харконнена из «Дюны» Фрэнка Герберта.

47b82efea4424817a51449f675cca565129c6f008aa.jpg

Если есть за что еще покритиковать спектакль, так за некоторую нерешительность в выборе масштаба постановки. В первых сценах много актерской игры с опорой на жест, небольших трюков – все приемы из арсенала камерных актеров. Но потом повествование строится на крупных жестах, актеры стремятся не потеряться на широкой сцене, а заполнить ее. Это правильно, но любовное объяснение во втором акте, снова очень камерное, кажется пока не занявшим свое место в драме.

Режиссер Ирина Пахомова уже имеет опыт постановки спектаклей по произведениям А.Н. Островского, и этот опыт чувствуется в “Дубровском”. Спектакль отличается ритмичностью мизансцен, благодаря чему зритель не теряет нить повествования и чувствует себя вовлеченным в происходящее на сцене. Это очень гуманно по отношению к зрителю. Мы все читали «Дубровского», но авторы понимают, что мы делали это в школьные годы, и не пытаются вывернуть сюжет, дать его в другом порядке или иронизировать так, как будто мы только что прочитали: «Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу» и подняли усталый взгляд от книги.

Если отойти на несколько шагов и подумать, с каким российским произведением последних лет вступает в диалог «Дубровский», то напрашивается интересная аналогия. Итак: произведение по книге отечественного автора, любовь детей из дворянства, родители которых сначала дружили, народная мистика, чуть не разгоревшаяся гражданская война. Если учесть, что Ирина Пахомова не боится темы насилия, а наоборот показывает его, то напрашивается сравнение с фильмом «Сердцем Пармы». (К слову, автор текста сыграл в этой ленте стрельца.) Обе эти работы показательны в свете интереса отечественного кино и театра к мистике, которой у Пушкина много, но не в «Дубровском», но которая часто присутствует на наших экранах и сценах. И правда, перечислять отечественные книги, фильмы и сериалы в жанре фэнтези можно долго и эта тема занимает все больше зрительского внимания. Особенно отмечу интерес российских авторов к мистическим сюжетам из родной мифологии, как основе для произведений этого жанра. Так «Дубровский», кроме основного сюжета, явно примеривает на себя роль хтонического славянского фэнтези, и музыка Сергея Кондратьева помогает ему в этом.

abdaa9f08dba90127a95de41d24d4a65129b78f05c6.jpg

Подытожу – «Дубровский» это динамичная, но несколько мрачная постановка, с народными мотивами, но без лишних экспериментов и тяги к театральному авангарду. Вместе с Пушкиным авторы постановки говорят на важные темы и даже заглядывает в темные уголки человеческой природы, правда несколько иначе, чем это делали в Золотом веке русской литературы. «Дубровский» понравится многим. На него можно сходить всей семьей, но лучше парой. «Дубровский», с одной стороны, встраивается в зрительский опыт последних лет, с другой - предлагает яркие образы и радует хорошей актерской игрой.

В рецензии использованы фотографии Сергея Абрамова. Автор благодарит Театр Терезы Дуровой за помощь в подготовке материала. 

Добавить комментарий