"Иван Васильевич" на сцене Театра Сатиры
28.09.2023 21:32
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

27 сентября в Театре Сатиры состоялся пресс-показ спектакля «Иван Васильевич». Премьера открывает сотый сезон театра. Пьеса при этом выбрана не случайно – постановка восстанавливает историческую справедливость, ведь почти 90 лет назад зритель так и не увидел пьесу Михаила Булгакова.  В 1934 году руководство Театра Сатиры заинтересовалось «эксцентрической синтетической» пьесой, которую писал Булгаков. 13 мая 1936 года в театре Сатиры прошла генеральная репетиция «Ивана Васильевича», на которой присутствовали представители ЦК ВКП(Б) и в тот же день пьеса была запрещена.

Зритель прекрасно знает «Ивана Васильевича» по фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». К слову фильму в этом году исполняется 50 лет. Знаменитая комедия о путешествии во времени разлетелась на цитаты и считается частью новогодней традиции. Надо ли говорить, что Гайдай сильно облегчил драматургический замысел автора. Само перемещение отправной точки во времена застоя снимало многие вопросы о природе власти, диктатуре и месте личности в истории. Изначально Булгаков писал про сталинские тридцатые. Он предчувствовал появление фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и не побоялся обыграть исторические параллели через призму фантастики.

Но вернемся к постановке. Нельзя не выделить сильные работы – художника по костюмам Марии Боровской (отмечу и «роскошное» манто управдомши из ковриков с оленями, и кольчугу Грозного под царским кафтаном), художника по свету Дамира Исмагилова, исполнителя роли царя, Народного артиста России Юрия Васильева. Другие актерские работы так же выглядят ярко, особенно дополненные качественными и проработанными костюмами.

46952c5f6783f52b120233d81586996515c4bb4324d.jpg

Но при всем этом обилии красок постановка выглядит несколько не собрано и не целостно. Васильев в роли грозного царя пытается напугать то зал, то своих товарищей по ремеслу. И это не просто прием – сюжет Булгакова строится на том, что герои попадают из одного периода репрессий в другой и им есть чего бояться. Но в прочтении Сергея Газарова актеры первого плана играют комедию – играют хорошо, но явно не ставят своей целью показать всю трагикомическую глубину замысла. В эпизодах атмосфера шутовской комедии усиливается – к примеру сопернику Ивана Грозного, шведскому послу, не досталось к его пышному костюму даже шпаги, символа рыцарского достоинства. Такому моднику на грани фола герои легко отдают «Кемска Волость» - хотя и в пьесе, и в фильме это был один из важнейших моментов. Природа комического в пьесе гораздо сложнее и требует более тщательной проработки.

f1f1d0cc58e7b86d7a4778b5a7a0fa6515c4b656571.jpg

Нельзя не сказать и о том, что Булгаков – драматург, в анализе творчества которого крайне важен контекст. Изобретатель Тимофеев живет в коммунальной квартире, что сразу заставляет вспомнить и «Зойкину квартиру» и квартиру нехорошую. Жорж Милославский напоминает и Остапа Бендера и Павла Федоровича Обольянинова, в чемодане которого шесть колод карт и портреты вождей. А если вспомнить про то, что Булгаков параллельно с пьесой работал над «Мастером и Маргаритой», то возникнет вопрос: не есть ли Тимофеев персонаж, родственный Мастеру.

Создатели спектакля вспоминают об этих аллюзиях и коннотациях один раз, сделав  кинорежиссера Якина похожим на Эйзенштейна. Ближе к финалу пьесы окажется, что его буйные кудри  - парик, который  царь случайно снимет с него – показав метафорически, что никакой он не режиссер. Но, к сожалению, такой игры со зрителем в спектакле мало.           

8f7a40c59e1b94d933f2a879dacd0d6515c4c050b00.jpg

Хочется спросить еще – а есть ли в постановке народ, тот народ, который безмолвствовал у Пушкина, приходил к царю на поклон у Эйзенштейна и был источником собирательных образов у Булгакова? Ответим: что такой силы, такого голоса и такого смысла в постановке Театра Сатиры нет. Даже стрельцы с бердышами это скорее балет, часть ритмично двигающейся декорации, чем субъект – чувствующий и угрожающий. Не понятно, как такие смешные и вышколенные люди смогли понять, что «Царь – не настоящий» и принять решение вернуться во дворец.

Как итог хочу сказать, что «Иван Васильевич» это скорее развлекательная постановка, с хорошими костюмами и актерскими работами, декорациями и светом. Мощь и масштаб текста Булгакова и классический фильм Гайдая скорее мешают восприятию постановки, задают две разные и очень высокие планки. Однако на такой спектакль со спокойной душой можно идти всей семьей или парой и отлично провести время. А театралам остается надеяться, что спектакль устоится, вырастет и порадует зрителей новыми гранями.


В рецензии использованы фотографии с сайта театра. Автор благодарит театр за приглашение посетить пресс-показ спектакля.

Добавить комментарий