"Русская икона" в Великом Новгороде
29.10.2023 22:33
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

25 октября в  Музее изобразительных искусств Великого Новгорода прошла презентация каталога "Русская икона середины XVII - начала XX веков. Коллекция Олега Кушнирского." Каталог представили генеральный директор Новгородского государственного музея-заповедника Сергей Брюн, советник генерального директора Исак Фрейдман, эксперт и хранитель коллекции поздней иконописи Государственного Эрмитажа Анна Иванникова, коллекционер Сергей Ходорковский и сын коллекционера Илья Кушнирский.


Ссылка на сайт коллекции: https://russianicon.com/ru/russian-icon-book/

007454fc2de22261b9d6bcab1cd179653eb24397965.jpg

В Москве этот каталог был представлен публике 23 апреля в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова. В мае книга вышла из печати. Помимо собственно каталога, книга содержит несколько статей, авторами которых стали хранитель коллекции поздней иконописи Государственного Эрмитажа Анна Иванникова, искусствовед, профессор Университета Чепмена (Калифорния) доктор Венди Салмонд и израильский социолог и культуролог доктор Алек Д. Эпштейн. Каталогизацию коллекции Анна Иванникова провела вместе редактором книги, искусствоведом Софией Бириной.

Каталожные описания, составленные Анной Иванниковой, подробно описывают около 50 предметов.  При этом иконы, имеющие оклад, отсняты как в ризе, так и без и вдобавок дополнены ракурсом, редко встречающимся в подобной литературе, — съемкой сбоку, показывающей толщину и сохранность доски. Так же многие отмечают, что каталог выполнен на высочайшем полиграфическом уровне и отлично передает реальное состояние икон.

Надо отметить, что советское искусствоведение «разрешало» существование древнерусской иконы, работ Андрея Рублева, Дионисия и Феофана Грека, в крайнем случае Симона Ушакова. То же, что происходило в иконописи в имперский период, предпочитало не замечать. Вне зоны его внимания оставались работы художников восемнадцатого-девятнадцатого веков (периода академизма и второго барокко) старообрядческая иконопись, работы периода русского религиозного возрождения.

Коллекция же русских икон Олега Кушнирского, которая начала формироваться в 1990-х годах в США, включает в себя редкие образцы иконописи именно Нового времени.

В его собрании мы видим большое количество работ одинаковой иконографии, но совершенно разнообразных по стилю — от театрального провинциального барокко до академического историзма рубежа XIX–XX веков. Происхождение икон - по большей части из иконописных сел Владимирской губернии (Мстера, Палех, Холуй), из старообрядческих Гуслиц и Ветки, мастерских Центральной России.

47689a0702abf72f16e696b6378ff7653eb24ca3b72.jpg

«Поздняя икона в целом относительно недавно привлекла внимание специалистов-исследователей, при этом иконопись Палеха, Мстеры всегда ценилась. Мы можем наблюдать на страницах этого каталога как раз обилие икон из этих иконописных центров, что вполне объяснимо. Заинтересованный читатель может открыть для себя интересный мир «русского благочестия» среднегородской купеческой среды. Подобного рода произведения преимущественно заказывались для зажиточной прослойки общества, не все могли их себе позволить. Но при этом они отличались традиционностью исполнения. Это также выдает вкусовые предпочтения, скажем так, самой консервативной части общества. Иконы удивительны тем, что они дают нам многообразие и вариацию сюжетов», — отметила Анна Иванникова.

Смысловым центром коллекции являются 13 икон «Воскресение - Сошествие во ад» и несколько Богородичных образов с развернутыми циклами «Сказаний», что говорит об интересе русского общества Серебряного века именно к этим темам.

В искусствоведении существует точка зрения, согласно которой русская культура строится на пасхальном архетипе, то есть на представлении о смерти и воскресении как о ключевых моментах истории человечества. При этом искусствоведы констатируют, что в конце XIX – начале ХХ века, пасхальный архетип  в городской модернизирующейся культуре начинает меняться на  рождественский: так, например, одной из главных тем лирики того периода является стремление преобразить этот мир, через пришествие в него Истины, Добра, Красоты, олицетворением которой является Христос. Так сюжет Рождества выходит на первое место по сравнению с пасхальным сюжетом.

Однако, видя весьма репрезентативную подборку икон в коллекции, можно утверждать, что эта смена базовых концептов не коснулась широких масс.

Иконописцы Российской Империи работали как для «просвещенной» публики двух имперских столиц, так и для старообрядцев, чтущих традиции. У первых большим спросом пользовался барочный стиль и пришедший в Россию из Европы сюжет воскрешения Господня. Вторые же предпочитали византийский сюжет сошествия во ад и стилистику древнерусской иконы. Такая встреча традиции и обновления в рамках одного «пасхального» сюжета не может не заворожить зрителя.

Перед нами раскрывается история Российской Империи с противоречивыми тенденциями и веяниями. Анализируя историю страны, многие рассматривают противостояние модернизации, просвещения и традиции как противопоставление привилегированных и низших, малообеспеченных слоев населения. Но перед нами целое собрание роскошных икон, выполненных по заказу представителей разных слоев общества. Так же мы видим, что старообрядцы со всем своим традиционализмом могли себе позволить иконы не хуже, чем столичные заказчики. Зритель, даже не зная фамилий знаменитых старообрядцев (Морозовы, Рябушинские, Третьяковы, Мамонтовы, Алексеевы, Бахрушины) может представить себе их вклад в развитие страны.

Таким образом коллекция Кушнирского заполняет серьезные лакуны в отечественном искусствоведении, заставляя по-новому взглянуть на историю и иконописи, и культуры в целом.

«Памятники, которые уходили за рубеж как сувенир «а ля рюсс», теперь не в чьих-то гостиных или антикварных салонах, не на рынке. Они собраны в единую целостную коллекцию. И если коллекцию невозможно вернуть, то очень трогательно, что коллекционер вложил свои силы, свои средства в то, чтобы в России появилась книга, посвященная этим иконам, чтобы эта книга стала платформой для замечательных русских и русскоязычных исследователей, авторов, чтобы эти памятники в виде книги вернулись домой, и чтобы они по обеим сторонам океана, по разным сторонам границ свидетельствовали о бесконечной вариативности, о бесконечной, затейливой, многогранной красоте русской иконы», — отметил Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-заповедника. Нельзя не сказать, что руководство Новгородского музея-заповедника сделало все, чтобы организовать шикарную презентацию и культурную программу, а так же окружить заботой гостей Великого Новгорода. 

22421e4df091ba559a14a788a013bc653eb2480039f.jpg

Сергей Брюн. Фото предоставлено пресс-службой Новгородского музея заповедника.

Духовная жизнь любой эпохи сложна и неоднозначна. И поэтому в настоящее время очень важно вспомнить, что Новое время и Серебряный век - это не только период новой волн секуляризации общественной жизни и сложных духовных поисков многих людей, но и расцвета и обновления христианского искусства. И каталог коллекции Олега Кушнирского дает нам возможность в этом убедиться.

 

 

 

 


Добавить комментарий