ДАВАЙТЕ НЕГРОМКО, ДАВАЙТЕ ВПОЛГОЛОСА…
11.06.2024 19:01
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский
Сто лет назад, в 1924 году умер Джакомо Пуччини. С ним ушла и опера в классическом понимании. Весь ХХ век опера менялась, трансформировалась, пыталась уйти от представления о себе самой как о статичном действе в роскошных декорациях и пышных костюмах. Что же осталось в наше время от стандартных для большой оперы страданий теноров в возрасте? Оговорюсь сразу, что я полностью согласен с Булгаковым, который писал "Должно быть, это действительно прекрасно, ежели последние бурные годы не выперли этих гугенотов вон из театра, окрашенного в какие-то жабьи тона?" Куда там выперли! В партере, в ложах, в ярусах ни клочка места.»…,а на оперные фестивали не достать билетов. Так что поговорим о прекрасном.
В феврале этого года в ММДМ открылся Международный фестиваль современных камерных опер женщин-композиторов «Приглушенные голоса. Следующие его мероприятия прошли в московском «Зарядье», Ярославле и Туле. 28 мая снова в Москве на сцене «Геликон-оперы» были показаны еще две премьеры. 22 июня фестиваль приглашает петербуржцев и гостей города в Театр танца Бориса Эйфмана.
Проводит этот фестиваль некоммерческая организация Lyrica Classic во главе с продюсером и оперной певицей Юлией Петрачук, а его партнером стало издательство современной академической музыки «Шостаковичи и Стравинские», главой которого является Алина Небыкова. Именно Алина полностью сформировала российскую часть фестивальной программы и предложила Lyrica Classic посвятить этот фестиваль памяти своего педагога Татьяны Анатольевны Чудовой, отобрав ее лучшие камерные оперы и камерные оперы других российских женщин-композиторов и предоставив для проведения фестиваля все партитуры и клавиры.
Музыкальным руководителем фестиваля стала Карина Погосбекова, известная москвичам как организатор и художественный руководитель фестиваля современной вокальной музыки "Музыка нашего времени".
Режиссер проекта - Елизавета Корнеева запомнившаяся своими работами в Красноярском театр имени Хворостовского, Мариинском театре, театре Ганновера.
c9c6c517fc9b822d2b89ae5494b5c066687400723c4.jpg
Алина Небыкова, Карина Погосбекова, Юлия Петрачук, Елизавета Корнеева

Поскольку фестиваль посвящен памяти Татьяны Чудовой, в его программу включены ее оперы «Сон Татьяны», «Русские женщины», «Голова профессора Доуэля» и «Фон Мекк – Чайковский». Но кроме этого в программе фестиваля работы Алины Небыковой (Как уже говорилось, ученицы Татьяны Анатольевны), Алины Подзоровой, Мисси Маццоли и других женщин-композиторов.
А теперь о премьерах в Геликон-опере. Вечер двадцать восьмого мая был посвящен опере-хоррор. Хотя, мне кажется, что опера и хоррор почти синонимы. Гибнет Кармен, бросается в Зимнюю канавку Лиза, умирает Виолетта, Аиду замуровывают заживо, о «Трубадуре» я вообще молчу.
На этом фоне «Ждана» Алины Небыковой - деревенско-готическая история о родовом проклятии и предначертанности судьбы на либретто Александра Капусткина по рассказу Алексея Небыкова - порадовала не только новой, интересной и одновременно внятной и доступной музыкой, но и легким ироническим флером.
Это сразу сделало иммерсивный перформанс ярче и ближе зрителям. А главным элементом сценографии стала огромная позолоченная рама, в которой периодически появлялись родственники Жданы, составляя семейные группы в духе старых фото, и в которой до и после спектакля мог сфотографироваться каждый.
А вот сочинение Мисси Маццоли «Доказывая» сразу погрузило зрителя в атмосферу тлена и безысходности. Пол Белоколонного зала Геликон-оперы был устлан засохшей травой, а сцена усыпана сухой землей и колючками
Зная, сколь любимы писателями американского юга библейские аллюзии, не могу не процитировать: «Проклята земля в делах твоих…со скорбию будешь питаться от нее; тернии и волчцы произрастит она тебе...»
Эта одноактная опера написана по мотивам одноименного рассказа Карен Рассел – одной из самых интересных современных писательниц Америки, чье творчество с одной стороны тесно связано с традициями фентези, а с другой - имеет в бекграунде литературу «южной готики» с ее темами смерти, «проигранного дела» и, главное (что делает эту литературу понятной всем) – бедности. Не той трогательной бедности, которую описал в «Дарах волхвов» северянин О.Генри, а бедности сводящей с ума и доводящей до убийства. Что мы видим и в этой опере, раскрывающей изнанку американской мечты.

9d150ba240df2ece4e7d11844e682a666873fcaea72.jpg


В целом, после прослушивания и просмотра ( поскольку визуальная составляющая в этих операх крайне важна) двух этих опер можно сказать, что современная опера сохранила все лучшие черты своих предшественниц – глубокое мелодическое дыхание, яркие музыкальные характеристики героев, эмоциональность, напряженность сюжета. Но если «Ждана» скорее творчески развивает интенции Шостаковича и Стравинского, то Маццоли отталкивается от Леонкавалло и Пуччини, создавая неоверистские драматические полотна.
Отмечу, что и организаторы фестиваля, и исполнители проделали огромную работу. Сама по себе работа с новым материалом, когда нельзя опереться на опыт предшественников – это большой труд, большая ответственность, но и большой просто для самореализации и творческой свободы.
А для зрителей это прекрасная возможность расширить свой музыкальный кругозор познакомиться с новыми композиторами, режиссерами и вокалистами.
Добавить комментарий