Homo ludens
18.06.2024 15:07
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

12 июня в культурном центре «ЗИЛ» прошла премьера первой части театрального триптиха «Игры Дуальности» под названием «Рождение». Режиссер постановки - Светлана Кудакова, сценарист - Вячеслав Головков, идейный вдохновитель и консультант - доктор психологических наук Дмитрий Ягудин.

Спектакль исследует модный нынче формат иммерсивного спектакля. В «Играх Дуальности» иммерсивность достигается за счет включения в ткань повествования медитации и психологических трансформационных техник. То есть перед зрителем предстает амбициозное действо, которое развивает катарсическую функцию искусства в психологической плоскости и претендует на психотерапевтический эффект.

Сам по себе спектакль состоит из нескольких сцен, повествующих о раздирающих человека дуальностях: добре и зле, свете и тьме, женском и мужском начале. Главным героем тут является сам зритель, который как путешественник проходит все этапы своего трасформационного пути. Сюжет закручен вокруг травмы и ее разрешения, но он не довлеет, а только создает общее движение постановки. Видя древнегреческие маски как один из символов постановки, хочется процитировать  слова греческого поэта Константиноса Кавафиса:

«Когда задумаешь отправиться к Итаке,

Молись, чтоб долгим оказался путь,

Путь приключений, путь чудес и знаний»

и вспомнить, что феномен маски обдумывал Мейерхольд, говоря, что маска “многомысленна и непостижима в конечной своей глубине”.

ee9cfd53291af9a36f3677848e8c72667177dea0d63.jpg

В полной ли мере задуманное удалось авторам спектакля? Ответ на этот вопрос должен дать каждый зритель. Это еще и вопрос доверия, готовности самого зрителя к трансформации через искусство. Сильной стороной спектакля, так глубоко заходящего на территорию практической психологии, можно считать участие  в нем Дмитрия Ягудина, доктора психологических наук, автора уникальной нейродинамической методики, основателя обучающего центра «Территория Баланса». Оно  помогло людям искусства не быть незваными гостями в сфере психологии. И правда - в современном все ускоряющемся мире мало кто откажется одновременно прикоснуться к искусству и получить эффект, как от посещения психолога.

В спектакле «Игры  Дуальности» действительно соблюдена атмосфера игры - и в этом есть важная иммерсивная составляющая - ведь зритель может рассматривать его как психологический опыт или как спектакль в классическом смысле слова.

«Игры Дуальности» как действо содержат в себе танцевальные сцены и игровые моменты, которые выполнены на высоком уровне актерского мастерства. Метафоричность языка повествования придает всему действу еще большую загадочность и легкость.

e7add725218834e507012984ea8378667177eec074b.jpg

Особенно интересно языком танца были раскрыты фигуры Адама и Евы в их полярности и взаимодействии. Именно работа актеров внутри пары, а не на показ для зрителя создали сильную энергетику завершающей части постановки. Данная сцена стала творческим выражением книги Дмитрия Ягудина «Адам и Ева снова вместе».

Рассматривая театральное искусство нельзя не отметить его неизбежную связь с городской культурой. Античные амфитеатры и знаменитый Колизей, средневековые широкие площади - все это свидетельство того, что горожанину пристало проводить досуг в роли зрителя. Современный горожанин привык лицезреть различные искусства, но вместе с тем привык обращаться к различным психологам, коучам, тренерам, специалистам самого разного профиля. Так легко предположить, что зрители «Игр Дуальности» знакомы с психологией и разнообразием психологических практик. И внимательный читатель задастся вопросом: так чем же привлекла зрителей постановка? Тем более как за короткий спектакль можно проработать несколько психологических тем, когда в психологической практике на каждую могут уйти недели и месяцы работы?

c5a803dbeec605bef4cd9f02e38e84667177e7a1995.jpg

Как человек, иммерсивно присутствовавший в зале, скажу что зрители встретили постановку с интересом и устроили в конце овацию. Наверно для них «Игры  Дуальности» стала своего рода срезом, возможностью посмотреть на современную психологию под другим углом.

А как опытный зритель я могу посоветовать «Игры Дуальности» как попытку найти новые форматы бытования театрального искусства, как свежий взгляд на наполнение спектакля. Сценарист Вячеслав Головков обещает зрителю: «Мы бережно проведем тебя в самые тайные уголки твоей души, где ты встретишься с собой, примешь себя, позволишь себе проявляться в полной свободе и разрешишь себе жить своей жизнью!» Это сильное обещание, но если вы готовы к объемной трансформации - стоит кроме других практик запланировать поход на «Игры Дуальности».


Добавить комментарий