Памяти Боярыни Морозовой
09.12.2025 20:04
Георгий Рзаев -Шах-Тахтинский

2 декабря 2025 года в Музее русской иконы им. Михаила Абрамова состоялось торжественное открытие расширенной экспозиции искусства XVII века «Памяти боярыни Феодосии Морозовой. К 350-летию мученической кончины. Иконы и книги XVII столетия». На выставке представлены памятники иконописи и книжности из собраний Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, Музея им. Андрея Рублева и частных коллекций Москвы. Проект инициирован Митрополией РПСЦ.

Боярыня Морозова известна широкому зрителю по одноименной картине Василия Сурикова. Великий художник запечатлел один из ключевых моментов ее жизни. Боярыню увозят из Москвы, а она воздевает над собой два перста – один из символов старообрядчества. Не многие знают, что после этого она была уморена голодом за свою непримиримую позицию. И это поразительно – в стране, поднявшей упавшее было знамя Православия, были люди, принявшие подвиг мученичества за веру.

a79e831acf88b46a610a6b3cc3518c6938560c85f04.jpg

Василий Суриков "Боярыня Морозова"

Тем более удивительна история жизни боярыни Морозовой. Будучи представительницей элиты общества, она пожертвовала всем ради своих идеалов. До Раскола была приближена к царю, к тому же после смерти мужа ей достались крупные имения. Изучая историю, можно прийти к выводу, что царь долго не хотел преследовать ее. Только когда боярыня демонстративно отказалась прийти его свадьбу с царя Натальей Нарышкиной, милость Алексея Михайловича сменилась на гнев. Можно ли сказать, что обе стороны проявили фанатизм в отстаивании собственной позиции? Удачно, что выставка не склоняет нас к тому или иному выводу, а только лишь знакомит с фактами и памятниками.

Так откуда пошел Раскол? В середине 17 века новый патриарх Никон затеял реформу Православия: заменил двуеперстие на троеперстие, постановил писать «Иисус» вместо «Исус», заменил земные поклоны на поясные и ввел еще ряд изменений. Одновременно повсеместно правились церковные книги – за столетия переписывания от руки, да при свете лучины, да при неустоявшемся начертании букв они накопили в себя множество ошибок. Теперь же наступало Новое Время – можно было не скрипеть сотнями перьев, а напечатать идентичные книги и разослать во все уголки порядком разросшегося царства. Для понимания исторического контекста важно добавить, что реформа патриарха Никона имела серьезные прагматичные основания. К примеру, тоже троеперстие он позаимствовал у греков. Это был важный ход – многие православные, не проживающие в России, уже давно крестились тремя перстами. А таких православных было много, и отчаянно они боролись против гнета иноверных государств. Мы отлично знаем об этом, к примеру, из «Тараса Бульбы». Вторя росту самосознания православного населения в Речи Посполитой, Москва взяла на себя роль государства-защитника всех православных. К тому же и внутри страны было важно поднять уровень дисциплины среди священства. Что уж говорить – после разорительной Смуты далеко не все священники в полной мере умели читать, не говоря уже про глубокое понимание Евангелия и трудов Отцов Церкви.

Да, жизнь православного человека 17 века была полна сложностей. Но нам повезло дважды. Во-первых, в начале 21 века старообрядцы и никониане наконец-то примирились. Во-вторых, каждое разночтение в религиозных сюжетах порождает множество памятников, отличных от остальных. Например, в экспозиции есть уникальный экспонат – часовня-моленная старообрядцев беспоповского согласия. Это деревянный сруб, который был бережно разобран, перевезен и заново собран в здании музея. Внутри есть вся утварь, которая нужна, чтобы прихожане совершали службу самостоятельно – без попов. Отдельного внимания заслуживая многочисленные иконы, содержащиеся в часовне.

На мероприятии присутствовал сам Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви, Корнилий. Этот удивительно открытый в общении человек уже не первый раз взаимодействует с музеем Русской Иконы. В своей речи он отметил: «Господь сподобил боярыню Феодосию Морозову личным примером показать миру, насколько сильны идеалы святости, насколько они жизнеспособны, насколько Бог близок к человеку. Когда приходит время страданий и лишений, не от всех христиан требуется подобный мученический подвиг за веру. Но на то и явлены миру святые мученики, чтобы их образы возвещали о вечном, составляющем истинный смысл человеческой жизни.»

Так же на открытие выставки был показан фильм, повествующий о последних днях жизни боярыни Морозовой. Перед нами страшный сюжет: боярыня сидит в яме в Боровске. Над ямой выстроена изба, где, греясь у огня, ее сторожит стрелец. Она просит покормить ее, но он вынужден отказать, потому что боится своих начальников. Тогда она просит его постирать ее рубаху. Под покровом ночи, зимой, он стирает рубаху в речной полынье и, высушив у огня, отдает боярыне. История не сохранила имени этого стрельца, но сохранила уважение к этому малому, но милосердию.

И теперь в музее русской иконы каждый желающий может прикоснуться к этому сюжету. Полагаем, что экспозиция позволит обогатить представление об искусстве и культуре XVII столетия и старообрядчества, неизменно вызывающих интерес широкой аудитории.

 

 

 

 


Добавить комментарий