Стилизация 70-ых, Одесса, холера. Действительно, в тот август город был на карантине. По сюжету Борис (Евгений Цыганов) вместе со своим сыном Валеркой (Степан Середа, чуть-чуть проигрывающий в исполнении своей юной напарнице) приезжают на пару дней к родителям супруги, которая совсем будет отсутствовать в кадре. Зять влюбляется в 15-летнюю Ирку (Вероника Устимова) – на момент съёмок 13 лет, что по его словам, - наполняет его жизнью. К счастью, или к несчастью, каникулы затягиваются благодаря сложившемуся обстоятельству.
Постановщик Владимир Гудилин («Большой», «Оттепель», «Стиляги») сделал мизансцены, в которых сами актёры, будучи на площадке, переносились в тот период времени. Собралась команда из Леонида Ярмольника (со-продюсер фильма) - тесть, Ирины Розановой - тёща, Евгении Брик и Ксении Раппопорт – дочери. Разыгранные театральные диалоги в обстановке вечных семейных ссор становятся монументальными. Монолог персонажа Григория Иосифовича, сказанный в туалете после питья воды из моря: - «Не откладывай на завтра…», подсказывает суть времени, что надо жить моментом. Из происходящего героиня Раисы Ировны, страдающая уже двигательным параличом, чей возрастной грим с веснушками и актёрская игра выделяется на этом фоне во всей ленте, хотя живот Ярмольника не менее убедителен.
Метафизика музыки слегка касается картины. Её почти нет. Композитором выступила Анна Друбич (Страшные истории для рассказа в темноте", "Оптимисты", "Большой"). Вся лента – неточное детство. Воспоминания автора, будь то голая пассажирка на корабле, либо немой сосед, больше нагоняют грусти, но не лишены иронии. Работа на плёнке, смонтированная за 5 дней до начала юбилейного «Кинотавра», впервые была показана на фестивале. Истинные одесситы точно придерутся к акцентам. Зато очередной повод остановиться и заглянуть в себя.
Не секрет, что сами съемки проходили где угодно, но только не в Одессе. Сцены с пароходом длились неделю в Сочи, пляж снимался в Таганроге, аэропорт в Ростове, а трамвай специально привезен из Волгограда. Может быть, из-за подобного кино становится печальной драмой? Любимый ученик Юсова – Роман Васьянов («Ярость», «Опасная иллюзия», «Стиляги») тоже снова в тандеме с режиссером. Кажется, что всё это мировоззрение мальчишки, ибо некоторые моменты сняты субъективно с применением расфокуса. Кто-то назовёт картину лирической комедией, но в итоге мы понимаем, что сия драматическая история стариков, которые терпеливо ждут следующего лета, а кто нет?
PS: Наш кинематограф пополняется перспективными растущими звездами.
«Одесса» Валерия Тодоровского, в прокате с 5 сентября.