Миру спасение пришло…
10 января 2017 в Большом зале Московской консерватории прошел третий, заключительный концерт из цикла «Музыка митрополита Илариона», посвященный 50-летию Председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Волоколамского Илариона.
В тот вечер на небе горела та самая путеводная для всех нас звезда. Христос родился! Спаситель! И музыка, звучавшая со сцены, имела особый смысл, силу, высоту духовную. Она, словно ангельским крылом, касалась души каждого, кому посчастливилось в этот вечер оказаться здесь. Посчастливилось – слово вполне уместное, потому что ощущение абсолютного присутствия и причастности к величайшему таинству не покидало ни на минуту.
Зал заполнила великолепная музыка Баха – Прелюдия, Пассакалия и фуга (переложение для оркестра митрополита Илариона). А кульминацией консерваторского вечера стало изумительное по красоте сочинение Владыки, Митрополита Волоколамского Илариона - «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.
Попасть на концерт Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, которым более 40 лет руководит Владимир Федосеев, дирижер с мировым именем, — уже само по себе счастье для человека, влюбленного в музыку. Но для воплощения своего замысла композитору понадобились и группа солистов, взрослый и детский хоры. Диалог небесного и земного отобразили выступившие с именитым оркестром Хор мальчиков хорового училища имени А.В. Свешникова, Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, солисты Павел Смолко (дискант), Оксана Секерина (сопрано), Антон Зараев (бас).
В основе «Рождественской оратории» — евангельское повествование о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа. В либретто использованы богослужебные тексты Православной Церкви, посвященные праздникам Благовещения, Рождества Христова и Сретения Господня.
Ораторию отличает монументальность и насыщенность хорового и оркестрового звучания, мелодическая яркость, богатая и необычная полифония. Драматургия произведения ведет слушателя по предназначенному пути: от мрака к свету, от Ветхого Завета к Новому, от неверия к вере, от томительного ожидания пришествия Мессии к ликующей радости о спасении человечества воплотившимся Богом. По задумке автора, митрополита Волоколамского Илариона, в славословии Богомладенцу ангелы соединяются с людьми — это символизирует и пение двух хоров, и чтение евангельских текстов детьми. В одном из интервью Владыка Иларион отмечал, что это сочинение обращенно изнутри храма к тем, кто находится вне храма. «Мне очень хотелось поделиться с людьми, далекими от Церкви, теми чувствами, которые мы испытываем, внимая церковным песнопениям».
Оратория включает 28 номеров, в которых последовательно проводится идея укрепления веры в Спасителя и объединения ангелов и людей в восхвалении Христа. Завершается оратория торжественным финалом, где хор прославляет Господа словами «Слава в вышних Богу». Слава Богу! Он пришел!