«Кино про Алексеева»
… Я его смотрела – замечательный фильм про забытого, некогда популярного музыканта. Трогательная и нежная лента. Но…
9 февраля в Москве, в Толстовском центре на Пятницкой, открылась выставка «Анна Каренина. 120 акватинт Александра Алексеева». Итак, речь о художнике. «Безвестный русский – знаменитый француз», – так называли его современники. Замечательный иллюстратор, художник-график, кинорежиссер и аниматор, он был эмигрантом первой волны. Почти всю жизнь провел за пределами страны, но душой всегда оставался связанным с родиной. Поистине «А за то, что нас Родина выгнала, мы по свету ее разнесли».
При жизни
художника издание этих иллюстраций не состоялось.
И вот через полвека этот цикл в полном объеме представлен на выставке и в каталоге,
подготовленном частным коллекционером Ириной Стежкой (Германия).
А. Алексеева считают прародителем компьютерной графики: он изобрел знаменитый
«игольчатый экран», с помощью которого создавал уникальную графику, а затем
«оживлял» ее, снимая анимационные фильмы. «Игольчатый экран» позволяет
достигать зыбкости, призрачности изображения, а также многих других графических
и светотеневых эффектов, немыслимых ранее в анимации. Шедеврами анимационного
кино признаны фильмы Алексеева: «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963),
«Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980).
«Анну Каренину» художник увидел по-своему,
с такой вершины, или из-за угла, или из только что ушедшего настоящего,
что волей-неволей хочется забраться на эту его «смотровую площадку». Вот «Блестящий
Вронский». Сверкающего глянца всего его костюма художник добивается всего лишь
оттенками серого, а лицо героя… Его нет! «Полторы божественные линии» – и герой
как на ладони, открытая книга. В отсутствие цвета, в недописанности и недосказанности
раскрыть суть дано только гению. И только гений способен сделать зрителя
соучастником этого волшебного процесса познания…
…А кино про Алексеева на открытии выставки все-таки показали. И снял его великий русский режиссер Никита Михалков…