Предисловие интервьюируемого-гого
В замечательной школе СЕТИ.РУ все воспитанники (-цы), как на подбор, умницы, симпатяги и таланты. Но попадаются и таки-и-и-и-е… как бы это сказать…. особо въедливые (что в данном случае – сугубый комплимент и признак профи), которые даже из нас, старых морских ежиков, норовят вытянуть весь душевный материал и скроить из него чтой-то эдакое. В результате попадаешь в положение интервьюируемого (донельзя непривычное) – и пыхтишь по полной программе, с ужасной ясностью понимая, что БРАТЬ-то интервью, оказывается, куда как легче, чем давать… Рискну представить наш с Любой Шишениной опус как он есть, без купюр. Потому что горжусь ею и желаю яркой профессиональной биографии, которой она заслуживает. Короче, не судите строго, ведь похвалиться успехом – и своим, и способной ученицы – это та-а-а-а-к приятно :-)))
ЛЮБВИ РАСПАХНУТАЯ КНИГА
Высокая нота Маргариты Белой
«С любовью от автора» - так подписан мой экземпляр книги «Тоска бриллианта по эльфу-гранильщику» Маргаритой Белой. Тема любви в этой книге сюжетной нитью связывает судьбы талантливых музыкантов, духовное взросление героини и сцены из эпической древности. Маргарита - талантливый московский журналист, музыкант, писатель. И мне, как начинающему журналисту, было крайне интересно, как создавалась это произведение.
-Маргарита, первая книга – это как ребенок. Что она для вас значит?
-Сейчас она ребенок, который живет отдельной самостоятельной жизнью. Я вас расстрою, если скажу, что уже ничего не значит? Она значила, когда я ее писала.
-Что стало толчком к ее созданию?
-В моей жизни произошел ряд событий, который обрушил мой мир, заставил все начать заново. Соответственно изменился и взгляд на жизнь, на первый план вышло иное… И вот то, что было в душе, - трансформировалось в рассказ. Позже он станет первой главой к книге. Когда я показала его друзьям, они были настолько поражены, что увидели в этом рассказе …роман. И сказали мне: «Попробуй!». Поначалу я не восприняла это предложение серьезно, но потом подумала: «Почему бы и нет?». Написала вторую главу (которую, по сути, мне заказали для газеты), коснувшись в ней ощущений покинутой женщины. Когда ее опубликовали, пришла тонна откликов от оскорбленных мужчин. А вот дальше я начала конструировать события сама. Да-да, сама создавала какие-то ситуации и смотрела, что получится. Создавала эту реальность и параллельно описывала ее. Но это ни в коем случае не летопись, не хроника. Здесь гораздо более сложное взаимодействие воображаемого и реального.
-Планировали ли вы развитие сюжета?
-Нет. Какие-то события в жизни давали толчок для продолжения книги, и я сама не знала, что будет дальше. Писалось абсолютно легко. Я даже почти ничего не переделывала, не переставляла, мысль просто летела вперед…
-Неужели не было сложностей при ее написании?
-Одна сцена мне долго не давалась. Это было как раз реальное происшествие: на международной трассе сломался автобус, пассажиры оказались в лесу, практически без помощи… Я там была, все видела и переживала сама. Но почему-то три месяца не могла ни слова проронить. Советовалась с друзьями, знакомыми - но все без особого результата. А потом решила: поскольку ситуация трагическая - надо добавить юмора, самоиронии. И сцена, как мне кажется, получилась. Я вообще стараюсь уходить от пафоса. Мой жанр – трагикомедия: он эмоционально богат и гибок, в нем много оттенков, нюансов, парадоксов… Воздуха много.
-Ваша книга в какой-то степени автобиографична. Что вы испытывали, когда писали ее?
-Облегчение. Удовольствие от процесса. Таинственное наслаждение от труда. Это был отчасти интуитивный процесс, отчасти эмоциональное конструирование – быть может, сродни режиссерскому.
-Развязка у книги получилась совсем неожиданная…
-Я хотела всех героев поубивать – нет, не всех, конечно, только главных :-))) - но замечательная актриса и моя подруга Инга Оболдина, которая читала еще не законченные главы, сказала: «Ты что, с ума сошла? А как же продолжение?». И правда, подумала я. А вдруг захочется написать продолжение? И не стала никого убивать. Но продолжения именно этой книги не будет: главный герой мне больше не интересен.
-Что вас отличает от главной героини? Были ли в повествовании моменты, когда вы, случись такое в реальности, поступили бы по-другому?
-Героиня более целеустремленная. В отличие от нее я - очень ленивая.
-Что в этой любви давало ей силы страдать, терпеть боль и вновь, как Феникс,
возрождаться?
-В книге звучит вопрос: почему героиня влюбилась настолько сильно - причем безответно, почему высшие силы так потратились на нее одну? Почему не разделили столь огромное чувство на нескольких людей – ведь это драгоценный и редчайший материал… Но как раз ответственность за то, что именно ее почтили свыше чувством такой великой силы, и заставляет каждый раз возрождаться, и толкает на безумные поступки.
-И все же эти переживания – не суть повествования?
-Конечно, нет. Гораздо больше меня занимала другая мысль: обязан ли гений быть хорошим человеком? Да-да, то самое, классическое – «гений и злодейство». Думаю, что в тех случаях, когда талант не опирается на человеческие качества, не подкреплен достоинствами души, - он рано или поздно рухнет. Главного героя судьба наказала: отняла самое ценное, что у него было – музыку.
-Ваша книга композиционно многослойна, повествование перемежается эпическими сюжетами, аллюзиями, стихотворениями, интервью. Безусловно, это добавляет ей серьезную глубину, колорит. Как создавалась эта композиция?
-Я не создавала ее специально. Это получалось само собой. Что-то придумывалось ночью, было очень много снов – ярких, цветных… Вставки про зверюшек, о которых меня часто спрашивают, тоже получились случайно. Однажды, в поисках какого-то термина, я открыла биологический словарь. Уткнулась глазами в статью про неких пушистиков и подумала: это как раз то, что необходимо – противопоставить жестокий, равнодушный и во многом «деланный» мир людей миру животному, который и есть истинный, настоящий. Это противопоставление, конечно, не лобовое, это скорее «фриндж», то есть тру-ля-ля на полях, но когда я перечитала то, что получилось, - поняла: оно работает, и стала включать эти отступления и далее в композицию книги. Также и интервью. Я их брала из реальной жизни и практически не правила. А новелла-фэнтези мне просто приснилась.
-Как вы создавали образы? Как они рождались?
-Каждый персонаж это микс реальных характеров, плюс еще много напридуманного.
-А как вы понимали, что персонаж оказался удачен?
-Интуитивно: я слышу его голос, представляю, какой он… Движения, манеру речи… Конечно, не мне судить – удачно получилось или неудачно, но мне казалось – если это живо, если это возможно увидеть и услышать – значит, это то, что надо.
-Какой персонаж, на ваш взгляд, получился лучше других?
-Главный герой. Но многие говорят, что лучше всех - Алан. Герои романа — рок-музыканты. Я пыталась отдать дань памяти тех, кого называют «ветеранами 3-й мистической, ветеранами психоделической» — поколения, почти полностью ушедшего.
Необыкновенно одаренный гитарист Алан, стремясь к вершинам творчества, «подсаживается» на иглу, но, вопреки расхожим представлениям о наркоманах, не теряет при этом ни таланта, ни благородства. Хотя, конечно, неуклонно приближается к трагическому финалу. А главный герой романа, большая любовь героини, чрезвычайно успешен и удачлив, но, по ходу действия, становится все более циничным и жестоким, теряет последние остатки человечности и, в конце концов, теряет свой дар.
-Полет творчества имеет сильную инерцию. Есть задумка продолжить писать художественную литературу?
-Есть. Сейчас я думаю над второй книгой.
-О чем она будет?
-Конечно, о музыке.
Беседовала Любовь Шишенина,
Корр. СЕТИ РУ
Опишите свои чувства, когда вы подходили к концу? Безумно интересно!
Как можно получить вашу книгу с автографом?) Мне интересно все, что касается женской любви! Ведь женщины любят совершенно по особенному- отдавая всю себя! Мы уникальны в этом плане!
А насчет конца... Я его написала, когда была где-то посередине.... так что - никаких страхов, один сплошной кайф! вся книжка, все ее сотворение - все это был полный, безумный, фантастический кайф, который очень хочется повторить :-))
Желаю Вам успехов и - ничего не бойтесь! Ибо - "боящийся несовершен в любви" :-))
Сначала я получала удовольствие, когда читала книгу... ( Поверь, я привередливый читатель, и мне мало, что нравится...) Книга написана интересно, хорошим языком, просто настоящая литература. Нынешние новомодные тиражные писатели по сравнению с тобой кудахчут, как куры, (настолько они примитивны).
А теперь вот прочла интервью, и тоже получила удовольствие, так как ты раскрыла свою тайну, свою творческую мастерскую.
В общем, писала не зря. Твое творчество истинным ценителям - интересно!