Латвийскую группу BrainStorm (по-латышски - Prata Vetra) я впервые услышала в конце 90-х, и не где-нибудь, а в концертном зале "Дзинтари", то есть на вполне себе звездном пространстве, что для молодой группы, основанной в 1989 году школьными товарищами из Елгавы, было, думается, аццки престижно. Ни одной песни из того концерта, честно говоря, не запомнилось. А запомнился худенький мальчик в белых штанах, что задорно прыгал по сцене, звонко журча в микрофон и лучезарно улыбаясь. И еще - ощущение светлого, чуть наивного, какого-то вечно юного праздника, который этот мальчик, Ренар Кауперс, и его товарищи излучали почем зря. И вот...
Годы прошли, а они - все такие же. Молодые, стройные и излучающие добрый-добрый свет. А в багажнике-то уже - два десятка альбомов, крупнейшие фестивали, мировые турне, номинации на Грэмми... И любовь не только тех, кто вырос на их песнях в детском саду, но и их родителей, и даже бабушек. И не только латвийских, но и британских, и сингапурских, и - российских.
А в чем дело? Говорить о музыкальной стороне подробно не буду - скажу лишь, что изначально заявленные как брит-поп, поп-рок, инди-рок, они спланировали в сторону неплохого прогрессива: сложными гармониями и сменами ритмов, нетривиальными соло на клавишах, стилистическими наворотами. Саунд потяжелел, в него вплелась драгоценная эклектичность. Легкокрылый вокал Ренара стал более волнующим. Но феномен-то их не в этом, уж простите. Их феномен - это какой-то апофеоз рокенрольной человечности, доброты и, повторюсь, света, да, и независимо от того, поет ли Ренар на латышском, английском или русском (сохраняя от прежнего акцента лишь очень мягкое "ы", склоняющееся к "э", да слегка заграничное интонирование).
Это не поза - это образ существования. Они вместе уже 27 лет. Они друзья. Когда в 2004 году погиб в аварии их бас-гитарист Гундар «Муминьш» Маушевичс, они навечно закрепили его место в составе, и пришедшего на смену басиста уже более 10 лет называют сессионным. Это верность. Порядочность, человеческая и музыкальная. BrainStorm - это эмоции радости, это интеллект - Ренар поет так, что смысл проявляется в каждом слове, в каждой букве (журналист он по образованию, отсюда, вкупе с прочим, такое внимание к слову, надо думать). Но интеллект не надменный. Достаточно посмотреть, как он общается со зрителями, как нежно обнимает их - словно тоненький панда. (А зрители отвечают, и как! подхватывая буквально каждый хит - и "Ветер", и "На заре", и "Ты не один" поют так слаженно, чисто, уверенно и красиво, точно многотысячный хор на Вселатвийском празднике песни! ). Ни в каких интервью, никогда не выпячивает себя и, что особенно приятно, отмечает добрым словом своих поэтов... Вечно юный отец троих сыновей, двое из которых, старшие, близнецы Эмил и Эдгар, уже пошли по стопам - успешно играют в латвийской группе Carnival Youth.
"Быть в радости и радоваться тому, что делаю - это главное, что я понял в жизни, - говорит, цитируя Библию, Ренар. - Когда я с моими друзьями играю песни, то спасаю мир!".
А вот что говорят его поклонники: "У этого парня глаза наполнены светом, который в его душе. Это человек от Бога. Все, что он делает, - талантливо. Когда слушаешь сердце - идешь по правильному пути". Вот это он и несет - семье, друзьям, слушателям, миру. И, может быть, и правда спасает его.