Памяти Лимонова. Честно и без лицемерия
19.03.2020 11:10
Николай Троицкий
Трудно мне писать о Лимонове.
Великим писателем его не считаю. Он, безусловно настоящий русский прозаик, да и поэт тоже, хотя стихи у него странные, нарочито угловатые, корявые, кому-то они нравятся, мне - нет.
Романы тоже. Но я ведь многих писателей и поэтов не люблю, Булгакова, Набокова, Иосифа Бродского, так что Лимонов в хорошей компании. Правда, ему плевать было на любую такую компанию. Он как всякий художник считал себя единственным и неповторимым, да таковым и был. Его литературный стиль невозможно повторить или воспроизвести.
На мой взгляд, как писатель он кончился в конце 80-х годов. Последним настоящим литературным произведением стало эссе "У нас была великая эпоха", блестяще подводившее черту под той самой эпохой, которая тогда как раз завершилась.
На том рубеже пали многие таланты, закончились, иссякли художники, русские писатели и кинорежиссеры...
Извините, но всё, что я читал из написанного Лимоновым после того эссе, очень уж походило на графоманию. Я пытался читать, но это было невозможно.
Его публицистика, статьи, наконец, посты в блогах - это уже совсем не литература, это из другой сферы.

Эдуард Лимонов в политике мне больше всего напоминает Валерию Новодворскую. Они были лично несовместимы, даже полярно противоположны, но во многом очень похожи. Упёртые, последовательные, без лукавства, резали каждый свою правду-матку, не шли на компромиссы. Не слишком приятные лично, резкие и раздражающие, но нельзя не отдать дань их верности собственным убеждениям, они же суть заблуждения. Готовы были пострадать за свои принципы, пусть и глубоко чуждые для меня.

Позиция Лимонова в российской политике была странная. Лидер запрещенной партии, которого преследовали со страшной силой, сажали десятками членов НБП, одного парня - Юрия Червочкина - забили насмерть сотрудники спецслужб (и остались безнаказанными). Самого Лимонова посадили по абсурдному обвинению в попытке организовать вооруженное восстание в Казахстане (!). Кстати, недавно за то же самое отбыл срок Петр Милосердов, наша "юстиция" почему-то рьяно помогает казахской. Лимонов был одним из немногих российских политиков, который защищал угнетенных русских в Казахстане, что считается у нас тяжким преступлением.
В общем, полный оппозиционер, патентованный "экстремист".
НО!!! При этом патриот из патриотов, словом и делом, по-настоящему, от души. После воссоединения с Крымом - а Лимонов требовал этого воссоединения, как минимум, с 1991 года, когда распался Союз - стал одним из самых лояльных сторонников Кремля и режима. Порой даже "более католиком, чем Римский папа": требовал закрыть Эхо Москвы за "враждебную пропаганду".
На мой взгляд, он после 2014 года фактически перестал быть оппозиционером, более того, старался так уничтожить - словесно, пером - недавних своих собратьев по оппозиции, по коалиции "Другая Россия", как никакие кремлевские пропагандоны не решались. Порой остроумно, но чаще грубо и топорно.
Но все равно до конца оставался чужеродным для власти. А его ребят до сих пор преследуют по-прежнему. Дали срок Саше Аверину, который ездил сражаться в Донбасс, за оружие, которое ему, судя по всему подбросили при задержании ..
Вроде бы парадокс, но только не для Эдуарда Вениаминовича. Он и тут был последователен. Строго говоря, не он поддержал власть, Кремль и Путина, а коллективный Путин поддержал Лимонова.
На самом деле Эдуард Вениаминович не менял свою позицию все постсоветские годы. Но так уж вышло, что официальная политическая линия с ней стала совпадать. Отнюдь не во всём - только в международных делах. Во внутренних делах ничто не изменилось, Лимонов продолжал беспощадно критиковать, ядовито и убийственно, "буржуазную" внутреннюю политику Кремля. Не отступил ни на миллиметр, надо отдать ему должное.

В то же время, извините, в своей борьбе с режимом Лимонов и НБП были во многом смешны. Вспомним хотя бы их пресловутые митинги по 31 числам. Их долгое время с неимоверной тупостью запрещали и разгоняли. Потом поумнели и перестали мешать их проводить на Триумфальной площади, выделили площадку, но Лимонов и тогда не смирился, не желал митинговать на "разрешенной" делянке. Я был свидетелем комической коллизии, когда ОМОНовцы несли его, сопротивляющегося, на руках, но не в автозак, как до этого, а на пятачок, который был выделен митингующим, а вождь вырывался и пытался прорваться в "неразрешенное" пространство.
Ну а потом, осенью 2011 года, когда начались массовые "болотные" манифестации, Лимонов рвался штурмовать Центризбирком, но за ним никто не пошел, кроме кучки его верных последователей, и он обиделся на несистемную оппозицию за ее "соглашательство с режимом". И принялся обличать "неправильно" протестующих, встал в позу обиженного, которая никого не украшает.
Опять-таки получилось похоже на Новодворскую времен перестройки, когда она яростно требовала, чтобы ее задержали и отправили за решетку, как это делали ранее с диссидентами в СССР, но ей не шли навстречу, а просто перестали обращать внимание на ее Демократический союз...

Скажу честно. Хотя я в 2006 году опубликовался в "Лимонке" с пламенной публицистикой (на редкость дурацкой) и лично с уважением отношусь к активистам НБП - Саше Аверину, Алексею Волынцу, мне всегда была глубоко чужда их стратегия и тактика. Я всегда выступал против их политических действий.
Кому интересно, можете прочитать, что я писал об Эдуарде Лимонове и его ребятах в 2006 году: https://nicolaitroitsky.livejournal.com/193182.html
Мне сейчас не хочется подробно к этому возвращаться, но я ничуть не жалею о тех своих характеристиках. Хотя, конечно, этими характеристиками не исчерпывается суть явления.

В конце концов, наши личные разногласия и дискуссии - материя преходящая. Эдуард Лимонов родился не в свою "прекрасную эпоху" - к величайшему сожалению для него. Он возражал, когда его называли революционером, так как считал, что этого высокого звания достойны лишь те, кто совершил революцию, а ему это не было дано.
Но на самом деле Лимонов был истинным революционером, по духу, по натуре. НО - революционером без своей революции. Не повезло. Вот он и пытался всюду искать "минуты роковые", ездил пострелять в Боснию, взбирался на условные баррикады в Москве.

Наконец, если уж заниматься сравнениями, которые все и всегда хромают, Эдуард Лимонов мне кажется похожим на моего друга и коллегу Игоря Дудинского. Такой же вечно молодой, не смирившийся бунтарь, над которым годы не властны.
Однако увы, хотя годы не властны над человеческим духом, они берут в заложники наши тела, организмы. И расправляются на свой лад.
Царствие Небесное Эдуарду Лимонову, в крещении Петру
Добавить комментарий