Необязательные мемуары. ГИТИС. Начало
22.05.2020 10:04
Ну что ж, перейдем к институту. Это был ГИТИС, Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского, театроведческий факультет. Потом его переименовывали то в академию, то в университет. Пустые громкие названия, не хочу их употреблять.
ГИТИС - моя Альма-матерь, о которой я постоянно тепло вспоминаю. Еще бы! Провел там в общей сложности 8 лет, с перерывом на армию в период аспирантуры. Такие срокА бесследно не проходят.
Бастион реализма
У меня не было выбора, куда поступать. Мама сказала: в ГИТИС - значит, в ГИТИС. Я, правда, мечтал быть актером или режиссером, но в режиссеры сразу после школы не брали, а на актерский факультет пришлось бы поступать на свой страх и риск, и я не решился.
Были ли у меня способности к актерскому ремеслу? На этот вопрос однозначного ответа нет, мне казалось, что были, я их впоследствии пытался сублимировать и частично реализовать. Сперва в капустниках, потом в Театре Советской армии - в массовке и эпизодических выходах на сцену.
Да что попусту рассуждать, в актеры я пойти не рискнул. А на театроведческом факультете у меня был, что называется, блат. Этот факультет закончила мама, ее друзья и подруги, они хорошо и близко знали многих педагогов, в том числе и того руководителя курса, который летом 1977 года набирал студентов.
Стопроцентной гарантии не было. Требовалось постараться сдать все экзамены на пятерки, тем более, что у меня был хреновый средний балл школьного аттестата - 4. И я почти справился, только в очередной раз запутался с запятыми в сочинении по русскому и недобрал полбалла.
Однако нас таких, недобравших, было пять человек, у всех были связи и знакомства, причем у других куда более могущественные и влиятельные, чем у меня, и ради нас пятерых расширили квоту. В общем, я поступил.
Два слова про тот самый "блат". В нашем театроведческом деле, где не требуется талант "от Бога" и искра вдохновения, самыми подготовленными студентами и отличниками были как раз все те, у кого имелся пресловутый блат. У них, то есть, у нас было во много раз больше возможностей подготовиться, разобраться в будущей профессии. Мы и в театр чаще ходили, и лучше его знали, и читали больше, тем более, что мы заранее знали, что именно надо читать.
А немногочисленные студенты, поступившие "с улицы", сильно затруднялись в учебе. На театроведческом факультете в мое время таких было мало, считанные единицы.
Учиться в ГИТИСе мне очень нравилось. В отличие от школы, там было много очень хороших преподавателей, читавших интересные лекции, хотя были и тупые безмозглые начетчики с кафедры Истории КПСС. Помню одного, его фамилия была Болотин, который высокопарно изрекал на общем собрании гнусавым и слегка визгливым голосом: "ГИТИС - это бастион реализма!".
Ну что ж, ГИТИС считался "идеологическим вузом", так что без истории КПСС и прочих общественных псевдонаук было не обойтись, но такова была общая участь студентов в те годы. И не этим запомнился институт в первую очередь.
Ну а пока я хочу рассказать одну конкретную историю, которая непосредственно касается моей жизни и судьбы.
ГИТИС - моя Альма-матерь, о которой я постоянно тепло вспоминаю. Еще бы! Провел там в общей сложности 8 лет, с перерывом на армию в период аспирантуры. Такие срокА бесследно не проходят.
Бастион реализма
У меня не было выбора, куда поступать. Мама сказала: в ГИТИС - значит, в ГИТИС. Я, правда, мечтал быть актером или режиссером, но в режиссеры сразу после школы не брали, а на актерский факультет пришлось бы поступать на свой страх и риск, и я не решился.
Были ли у меня способности к актерскому ремеслу? На этот вопрос однозначного ответа нет, мне казалось, что были, я их впоследствии пытался сублимировать и частично реализовать. Сперва в капустниках, потом в Театре Советской армии - в массовке и эпизодических выходах на сцену.
Да что попусту рассуждать, в актеры я пойти не рискнул. А на театроведческом факультете у меня был, что называется, блат. Этот факультет закончила мама, ее друзья и подруги, они хорошо и близко знали многих педагогов, в том числе и того руководителя курса, который летом 1977 года набирал студентов.
Стопроцентной гарантии не было. Требовалось постараться сдать все экзамены на пятерки, тем более, что у меня был хреновый средний балл школьного аттестата - 4. И я почти справился, только в очередной раз запутался с запятыми в сочинении по русскому и недобрал полбалла.
Однако нас таких, недобравших, было пять человек, у всех были связи и знакомства, причем у других куда более могущественные и влиятельные, чем у меня, и ради нас пятерых расширили квоту. В общем, я поступил.
Два слова про тот самый "блат". В нашем театроведческом деле, где не требуется талант "от Бога" и искра вдохновения, самыми подготовленными студентами и отличниками были как раз все те, у кого имелся пресловутый блат. У них, то есть, у нас было во много раз больше возможностей подготовиться, разобраться в будущей профессии. Мы и в театр чаще ходили, и лучше его знали, и читали больше, тем более, что мы заранее знали, что именно надо читать.
А немногочисленные студенты, поступившие "с улицы", сильно затруднялись в учебе. На театроведческом факультете в мое время таких было мало, считанные единицы.
Учиться в ГИТИСе мне очень нравилось. В отличие от школы, там было много очень хороших преподавателей, читавших интересные лекции, хотя были и тупые безмозглые начетчики с кафедры Истории КПСС. Помню одного, его фамилия была Болотин, который высокопарно изрекал на общем собрании гнусавым и слегка визгливым голосом: "ГИТИС - это бастион реализма!".
Ну что ж, ГИТИС считался "идеологическим вузом", так что без истории КПСС и прочих общественных псевдонаук было не обойтись, но такова была общая участь студентов в те годы. И не этим запомнился институт в первую очередь.
Ну а пока я хочу рассказать одну конкретную историю, которая непосредственно касается моей жизни и судьбы.