Необязательные мемуары. Я и театр
28.05.2020 11:09
Сначала я, будучи десятиклассником, готовился к поступлению на театроведческий факультет ГИТИСа, и походы в театр, на разные спектакли, входили в процесс подготовки.
Потом, будучи студентом, я ходил в театр почти каждый день, а бывало, что и два раза в день - утром прогон, генеральная репетиция "для пап и мам", dress rehearsal, по сути уже готовая постановка, ну а вечером очередной спектакль.
Затем, будучи аспирантом ГИТИСа, продолжил в том же духе - с перерывом на армию, команду актеров-военнослужащих в ЦАТСА, когда я постоянно находился внутри одного театра, изредка выбираясь в другие.
Наконец, будучи сотрудником отдела литературы и искусства "Недели", ходил в театр уже не настолько часто, но регулярно, по профессиональной необходимости.
Когда же я завязал с театральной критикой и перебрался в отдел политики, то завязал и с театром. Надолго и напрочь. Видимо, я театром, что называется, объелся. Начиная с 1990 года, бывал там от силы два-три раза в год, а в иные годы - ни разу.
Честно говоря, уже не тянет. Во всяком случае, нет ни малейшего желания прилагать усилия для того, чтобы попасть на какой-нибудь спектакль. Если же приглашают, то охотно соглашаюсь.
Но вернемся на несколько десятилетий назад
Пан или попал
Выведем за скобки десятый класс, это был подготовительный период, раскачка, хотя уже тогда я успел посмотреть некоторые спектакли, которые крепко врезались мне в память - например, "Горе от ума" в театре Сатиры с Андреем Мироновым, Папановым, Ширвиндтом и прочими звездами, или "На дне" в Современнике с Гафтом-Сатиным.
Не помню, как я попадал на эти спектакли. Видимо, мне делали пропуска мамины подруги по ГИТИСу, работавшие завлитами в самых разных театрах.
Когда же я стал студентом, то ходил в театр уже самостоятельно, по студенческому билету. Хотя "признавали" этот документ не везде.
Беспрекословно пускали в театры имени Маяковского, Моссовета, Малом и, как правило, во МХАТ и Вахтанговский. Напрочь игнорировали в Сатире, в Современнике, в Ленкоме и театре на Малой Бронной.
Про Малую Бронную (театр) - особый разговор. Туда трудно было попасть не на все спектакли, а лишь на некоторые, в основном, на те, что поставил Анатолий Эфрос, но на другие меня не особо тянуло.
Тут необходимо пояснение. Попадание в любой театр прежде всего зависело от администратора (понятно, что билетов мы, студенты, никогда никаких не покупали и посещали театры исключительно бесплатно), он и давал или не давал пропуска или входные билеты, то есть, бумажки, дающие право пройти мимо билетерши.
Дальше было два варианта: или смотреть стоя с балкона, или искать свободные места. Как правило, такие места находились - кто-то всегда не приходил или опаздывал. За все годы припоминаю буквально два или три случая, когда в московских театрах был заняты весь зрительный зал под завязку. Чаще бывало, что я не выдерживал конкуренции - ведь нас, охотников за пустыми местами, было больше, чем свободных сидений. Ну ничего, смотрел первый акт стоя, а в перерыве практически обязательно кто-то уходил, и освобождались дополнительные места.
Так вот, в театре на Малой Бронной было два гнуснейших, омерзительных администратора, оба - позор еврейской нации: Семен Израилевич и Леонид Абрамович, который вдобавок был вечно пьян. Они никогда не давали студентам никаких пропусков, пускали каких-то своих "нужных людей" по блату, ну и черт с ними.
Неприступным был и театр на Таганке. Какие уж там пропуска для студентов! Билеты на его спектакли приравнивались к валюте. Но потом туда пришел администратором Саша Ефимович, сначала студент, а затем выпускник нашего факультета, отделения экономики театрально-зрелищного предприятия (сейчас оно называется продюсерским, а тогда студентов этого отделения называли "экономистами"), и он стал пускать всех студентов ГИТИСА, которые приходили на Таганку.
Александру Ефимовичу - отдельное большое спасибо! Благодаря ему я успел увидеть живьем Владимира Высоцкого во всех спектаклях, в которых он участвовал в 1979 и 1980 годах. А вот ни на одном концерте Высоцкого я так и не успел побывать...
Тренировки на тухлятине
Те, кто хоть немного разбирается в театральной жизни Москвы, не могли не заметить, что я перечислил далеко не все столичные театры. Но в другие, откровенно говоря, я почти не ходил. Разве что по суровой надобности - когда мне, например, надо было писать курсовую, то есть рецензию на спектакль ТЮЗа "Шестое июля". Пришлось идти и смотреть эту тухлую постановку, сделанную для галочки.
На втором курсе хитрый Эльяш, наш руководитель, сначала всем поручил писать рецензии на серые, проходные, ничем не примечательные постановки. Это трудно, а потому полезно. Разумная педагогическая мера, помогает оттачивать "перо".
По-хорошему, так как мы потом обсуждали курсовые работы друг друга, надо было посмотреть по возможности все спектакли, о которых писали мои однокурсники. Но я, грешным делом, многими пренебрег. Очень уж не любил я смотреть плохие, а тем более посредственные постановки. В театр имени Гоголя, например, за пять лет учебы вообще ни разу не выбрался.
Плохих, никудышных, неинтересных театров в Москве было много, чуть ли не половина из всех имевшихся. Выделялись три, носившие самые славные имена - имени Пушкина, имени Гоголя и имени Станиславского. Очень скучным еще был театр имени Ермоловой, а также два детских.
Новых театров при советской власти (до перестройки) не открывали, только Олег Табаков пробил статус студии для своей "Табакерки", и еще вдруг возник по неведомым причинам некий Новый драматический театр, расположившийся у черта на рогах, в самом конце Ярославского шоссе, на улице Проходчиков, куда было далеко ехать.
В этом театре я не был до недавних пор, когда аж дважды сходил туда вместе с Васькой и его классом, ибо его школа была расположена поблизости от той пресловутой улицы Проходчиков. Правда, с большим удивлением обнаружил в своих записях давних лет, что один спектакль Нового драматического театра я все-таки видел еще в советское время. Но я абсолютно ничего не помню. Как будто этого не было. Факт беспрецедентный, потому что про другие плохие спектакли у меня остались четкие и конкретные воспоминания. А тут - кануло в Лету. Туда и дорога.
Потом, будучи студентом, я ходил в театр почти каждый день, а бывало, что и два раза в день - утром прогон, генеральная репетиция "для пап и мам", dress rehearsal, по сути уже готовая постановка, ну а вечером очередной спектакль.
Затем, будучи аспирантом ГИТИСа, продолжил в том же духе - с перерывом на армию, команду актеров-военнослужащих в ЦАТСА, когда я постоянно находился внутри одного театра, изредка выбираясь в другие.
Наконец, будучи сотрудником отдела литературы и искусства "Недели", ходил в театр уже не настолько часто, но регулярно, по профессиональной необходимости.
Когда же я завязал с театральной критикой и перебрался в отдел политики, то завязал и с театром. Надолго и напрочь. Видимо, я театром, что называется, объелся. Начиная с 1990 года, бывал там от силы два-три раза в год, а в иные годы - ни разу.
Честно говоря, уже не тянет. Во всяком случае, нет ни малейшего желания прилагать усилия для того, чтобы попасть на какой-нибудь спектакль. Если же приглашают, то охотно соглашаюсь.
Но вернемся на несколько десятилетий назад
Пан или попал
Выведем за скобки десятый класс, это был подготовительный период, раскачка, хотя уже тогда я успел посмотреть некоторые спектакли, которые крепко врезались мне в память - например, "Горе от ума" в театре Сатиры с Андреем Мироновым, Папановым, Ширвиндтом и прочими звездами, или "На дне" в Современнике с Гафтом-Сатиным.
Не помню, как я попадал на эти спектакли. Видимо, мне делали пропуска мамины подруги по ГИТИСу, работавшие завлитами в самых разных театрах.
Когда же я стал студентом, то ходил в театр уже самостоятельно, по студенческому билету. Хотя "признавали" этот документ не везде.
Беспрекословно пускали в театры имени Маяковского, Моссовета, Малом и, как правило, во МХАТ и Вахтанговский. Напрочь игнорировали в Сатире, в Современнике, в Ленкоме и театре на Малой Бронной.
Про Малую Бронную (театр) - особый разговор. Туда трудно было попасть не на все спектакли, а лишь на некоторые, в основном, на те, что поставил Анатолий Эфрос, но на другие меня не особо тянуло.
Тут необходимо пояснение. Попадание в любой театр прежде всего зависело от администратора (понятно, что билетов мы, студенты, никогда никаких не покупали и посещали театры исключительно бесплатно), он и давал или не давал пропуска или входные билеты, то есть, бумажки, дающие право пройти мимо билетерши.
Дальше было два варианта: или смотреть стоя с балкона, или искать свободные места. Как правило, такие места находились - кто-то всегда не приходил или опаздывал. За все годы припоминаю буквально два или три случая, когда в московских театрах был заняты весь зрительный зал под завязку. Чаще бывало, что я не выдерживал конкуренции - ведь нас, охотников за пустыми местами, было больше, чем свободных сидений. Ну ничего, смотрел первый акт стоя, а в перерыве практически обязательно кто-то уходил, и освобождались дополнительные места.
Так вот, в театре на Малой Бронной было два гнуснейших, омерзительных администратора, оба - позор еврейской нации: Семен Израилевич и Леонид Абрамович, который вдобавок был вечно пьян. Они никогда не давали студентам никаких пропусков, пускали каких-то своих "нужных людей" по блату, ну и черт с ними.
Неприступным был и театр на Таганке. Какие уж там пропуска для студентов! Билеты на его спектакли приравнивались к валюте. Но потом туда пришел администратором Саша Ефимович, сначала студент, а затем выпускник нашего факультета, отделения экономики театрально-зрелищного предприятия (сейчас оно называется продюсерским, а тогда студентов этого отделения называли "экономистами"), и он стал пускать всех студентов ГИТИСА, которые приходили на Таганку.
Александру Ефимовичу - отдельное большое спасибо! Благодаря ему я успел увидеть живьем Владимира Высоцкого во всех спектаклях, в которых он участвовал в 1979 и 1980 годах. А вот ни на одном концерте Высоцкого я так и не успел побывать...
Тренировки на тухлятине
Те, кто хоть немного разбирается в театральной жизни Москвы, не могли не заметить, что я перечислил далеко не все столичные театры. Но в другие, откровенно говоря, я почти не ходил. Разве что по суровой надобности - когда мне, например, надо было писать курсовую, то есть рецензию на спектакль ТЮЗа "Шестое июля". Пришлось идти и смотреть эту тухлую постановку, сделанную для галочки.
На втором курсе хитрый Эльяш, наш руководитель, сначала всем поручил писать рецензии на серые, проходные, ничем не примечательные постановки. Это трудно, а потому полезно. Разумная педагогическая мера, помогает оттачивать "перо".
По-хорошему, так как мы потом обсуждали курсовые работы друг друга, надо было посмотреть по возможности все спектакли, о которых писали мои однокурсники. Но я, грешным делом, многими пренебрег. Очень уж не любил я смотреть плохие, а тем более посредственные постановки. В театр имени Гоголя, например, за пять лет учебы вообще ни разу не выбрался.
Плохих, никудышных, неинтересных театров в Москве было много, чуть ли не половина из всех имевшихся. Выделялись три, носившие самые славные имена - имени Пушкина, имени Гоголя и имени Станиславского. Очень скучным еще был театр имени Ермоловой, а также два детских.
Новых театров при советской власти (до перестройки) не открывали, только Олег Табаков пробил статус студии для своей "Табакерки", и еще вдруг возник по неведомым причинам некий Новый драматический театр, расположившийся у черта на рогах, в самом конце Ярославского шоссе, на улице Проходчиков, куда было далеко ехать.
В этом театре я не был до недавних пор, когда аж дважды сходил туда вместе с Васькой и его классом, ибо его школа была расположена поблизости от той пресловутой улицы Проходчиков. Правда, с большим удивлением обнаружил в своих записях давних лет, что один спектакль Нового драматического театра я все-таки видел еще в советское время. Но я абсолютно ничего не помню. Как будто этого не было. Факт беспрецедентный, потому что про другие плохие спектакли у меня остались четкие и конкретные воспоминания. А тут - кануло в Лету. Туда и дорога.