Горбачев и Папа Римский
07.08.2020 12:12
Николай Троицкий
Отношение моё к обоим персонажам неоднозначное и отнюдь не восторженное. Но это была не запись в блоге, а заметка для сайта солидного информагентства, причем посвященная годовщине конкретного исторического события, так что стиль соответствующий. Растекаться мысью (а не мыслью!) по древу было неуместно.

Папа и генсек. Юбилей свидания в Ватикане

Двадцать лет назад, 1 декабря 1989 года, случилось неординарное событие. Впервые в истории генеральный секретарь КПСС встретился с епископом города Рима, викарием Христа, преемником князя апостолов, Великим понтификом, видимым главой католической церкви. Папа Римский Иоанн Павел II дал аудиенцию Михаилу Горбачеву, на тот момент еще не президенту, а председателю Верховного Совета СССР.

В тот год сенсации шли косяком. Перестройка шагала по стране, и эта новость не потрясла основ мировосприятия советских людей. Но на самом деле, это был реальный прорыв к настоящему, а не мифическому «новому мышлению». Прорыв, так и оставшийся незавершенным. Как свидетельствует один из самых доверенных людей Горбачева, его бывший помощник Анатолий Черняев, генсек договорился с понтификом о визите в Советский Союз и даже успел получить согласие патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Но потом распался Союз, разразился скандал с униатами на Украине, и две христианские Церкви не смогли поделить спорную паству. Патриарх свое согласие отозвал. Сложилась парадоксальная ситуация: Папа Римский посетил многие республики бывшего СССР, в их числе такие неожиданные, как Казахстан и Азербайджан, да только в Россию ему путь заказан.

Но 20 лет назад об этом никто еще не думал. Между прочим, Горбачев отнюдь не был первым советским руководителем, посетившим главу Ватикана. До него с Папой контактировали председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и многолетний министр иностранных дел Андрей Громыко. Но те протокольные встречи не афишировались и ни на что не влияли.
Горбачев не просто формально пообщался с главным католиком планеты. Папа и генсек буквально нашли друг друга. Оказалось, что между ними очень много общего.
Вроде бы, несовместимые фигуры. Твердый последовательный антикоммунист и борец с тоталитаризмом - и лидер коммунистической партии. Две полные противоположности. Лед и пламень.
Но это иллюзии.

И дело не в том, что оба выступили как революционеры и первопроходцы. Невозможно сосчитать, сколько всего Иоанн Павел II сделал впервые: посетил лютеранскую кирху, мечеть, синагогу, побывал у Стены плача, на коммунистической Кубе, в православной Греции, где не ступала нога главы католической церкви с 1054 года.
Политическое новаторство Горбачева тоже не нуждается в долгих пояснениях. В конце концов, именно он разрушил и возглавляемую им компартию, и весь «социалистический лагерь».
Атеист со Ставрополья и пламенный католик из Польши обнаружили неожиданную глубинную идеологическую близость. Настоящее сродство душ. Схематично выражаясь, оба являлись природными социал-демократами.

Для Горбачева это вполне естественная и логичная эволюция из генсеков КПСС в социал-демократы. Другое дело - викарий Христа и преемник князя апостолов, причем славившийся особым консерватизмом: он решительно осудил, например, модную среди части латиноамериканских католиков «Теологию освобождения» - гремучую смесь христианства с марксизмом, а основоположник этой ереси, священник Эрнесто Карденаля, министр в сандинистском правительстве Никарагуа, был отлучен от церкви.
Однако, тем не менее, Иоанн Павел II в своих энцикликах обрушивался на современный капитализм с не меньшей силой, чем на коммунизм. Впрочем, предоставим слово специалистам. Вот фрагменты из доклада, с которым выступил два года назад на конференции «Иоанн Павел II и христианская мысль его эпохи» известный православный публицист, доктор философии Валентин Никитин:

«Предупреждая об опасности идолопоклонства перед рынком, Иоанн Павел II верно учил, что необходимо подчинить рыночные механизмы государственному контролю, который «делает действенным принцип общего предназначения земных благ»… Более того, он полагал, что капитализм извращает установленный Богом порядок, низводит человека к выполнению функции простого орудия производства. Папа решительно осуждал «общество потребления», которое игнорирует духовные запросы человека, внедряет в его сознание мысль о приоритете материальных интересов...
Вот почему Папа пришел к принципиально важному выводу о неприемлемости утверждения, будто поражение «реального социализма» оставляет капитализм единственной моделью экономической организации общества
».

Идея о «подчинении рыночных механизмов государственному контролю» - краеугольный камень всех социал-демократических теорий. Получается, что Папа выступал за «социальное государство», и в каком-то смысле его можно было назвать «стихийным социалистом».
Так что неудивительно, что Горбачев - по свидетельству соратников-очевидцев - практически сразу нашел общий язык с понтификом. И в дальнейшем первый и последний президент СССР не раз называл Папу Римского своим союзником и единомышленником.
Конечно, в дипломатии часто приходится прятать в задний карман личные и идейные разногласия. Горбачев сумел очаровать даже такого «апостола» и апологета либерализма, как Маргарет Тэтчер, поддерживал нормальный диалог с Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-старшим.
Но с Иоанном Павлом II ему явно было проще и легче.

Наконец, если отвлечься от тонких духовно-идеологических материй, то встреча двадцатилетней давности имела вполне весомые и зримые результаты: 15 марта 1990 года между Ватиканом и СССР были установлены официальные отношения, имеющие дипломатический статус. Начался диалог между Москвой и Ватиканом, который с тех пор так и не прекращался.
Добавить комментарий