Вперёд в прошлое. Моё признание Абхазии
20.11.2020 19:30
Николай Троицкий
Об исторических событиях, описанных в этой заметке, в Грузии предпочли забыть напрочь. Но это бесполезное и бессмысленное забвение. Что было - то было. Прошлое невозможно изменить.
Итак

Абхазия. Девяносто шагов к независимости

90 лет назад, 4 марта 1921 года, в Абхазии была провозглашена советская власть. Сегодня в республике этот праздник не отмечают, потому что он так и не стал Днем независимости. Надо заметить, что для жителей Абхазии речь идет только и исключительно о независимости от Грузии. Их отношения с Россией в любых реинкарнациях складывались совсем по другому принципу.

Два мира - две истории

Пребывание в недрах Российской империи абхазцам нисколько не мешало. Раньше, когда им приходилось быть подданными империи Османской, их это решительно не устраивало, и они много раз восставали. А против государя императора они ничего не имели. Конечно, это не относилось к абхазским меньшевикам и большевикам, но их борьбу трудно было назвать национально-освободительной. Они, как истинные интернационалисты, выступали за абстрактное счастье рабочих и крестьян.

Но когда империя в 1917 году в первый раз развалилась, перед Абхазией встал вопрос: как жить дальше? И началось самое интересное: Москва была отрезана белым движением, а по соседству, в Тбилиси, образовалась независимая Грузинская демократическая республика во главе с правительством меньшевиков. Вполне естественно было вступить с ними в переговоры. И тут история становится темной. Вернее, возникают сразу две альтернативные истории.

В Закавказье это дело обычное. Во всех государствах историю толкуют по-разному, всюду на свой лад, да и при общей для всех советской власти тоже так было.
Помню, как в 1981 году экскурсовод в тбилисском музее рассказывал о том, как в эпоху раннего средневековья Армения входила в состав Грузинского царства. Это утверждение немедленно оспорила оказавшаяся среди экскурсантов девушка-армянка: она сообщила, что в действительности Грузия входила в состав Армянского царства. Впрочем, возможно, они вели речь о разных веках.
Но все это - седая древность, "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой".
Однако и сравнительно недавняя история точно так же становится вариативной. Это относится и к грузино-абхазским переговорам, проходившим в 1918 году. Достоверным можно считать тот факт, что в результате был подписан договор между Национальным советом Грузии и Народным советом Абхазии - двумя временными органами власти.

А вот дух и букву этого договора по разные стороны границы трактуют совершенно по-разному. Согласно официальной версии Тбилиси, Народный совет дал согласие на вхождение Абхазии в состав Грузии на правах автономии. Однако, по версии Сухуми, в документе было написано совсем другое, а именно: "форма будущего политического устройства единой Абхазии должна быть выработана в соответствии с принципом национального самоопределения на Учредительном Собрании Абхазии".

А в 1990 году абхазский Верховный Совет даже принял постановление, в котором говорилось: "Признать, что Демократическая Республика Грузия, нарушив Договор от 11 июня 1918 г., а также заключенное ранее соглашение между Абхазским Народным Советом и Национальным Советом Грузии от 9 февраля 1918 г., осуществила во второй половине июня 1918 г. военное вмешательство с целью насильственного присоединения территории Абхазии и ликвидации независимости абхазского народа". Понятно, что грузинские историки с этим категорически не согласны.

Любопытно, что в том тексте договора, который удалось отыскать во всемирной сети, нет фразы о "форме будущего политического устройства единой Абхазии", но нет там ни слова об автономии. Говорится только о единстве интересов и взаимопомощи. Впрочем, подлинность текста договора, размещенного на пропагандистском грузинском сайте, где Абхазию называют "оккупированной территорией", вызывает большие сомнения.

Оккупация или автономия

Что же было на самом деле? Скорее всего, правда где-то посередине. Большинство в обоих Советах - и грузинском национальном, и абхазском народном - составляли меньшевики. Для них единство действий, скорее всего, было важнее межнациональных споров и дискуссий о независимости, и нет никакой уверенности в том, что они отражали истинные настроения народа.
В то же время грузинские официальные историки стыдливо умалчивают, что суверенитет "демократической республики" был сугубо номинальным, а фактически ее территория была оккупирована германской армией, и именно немцы вместе с грузинскими отрядами заняли Абхазию. А затем, кстати, немецкую армию сменила британская, о чем автор этих строк уже писал. И это буферное государство с марионеточным правительством было ликвидировано в феврале 1921 года частями Красной армии.

Вскоре после чего Абхазия была провозглашена Советской Социалистической республикой. Да, именно так - даже в официальном названии поначалу не было слова "автономная". После создания СССР Абхазию все-таки включили в состав Грузии, но на особых условиях и с уникальным статусом.
В первой советской Конституции республики было написано: "ССР Абхазия, объединившись на основе особого союзного договора с ССР Грузией, через нее входит в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику и в составе последней — в Союз Советских Социалистических Республик".

В 1931 году этот политический "слоеный пирог" был упразднен, и Абхазию превратили в обычную АССР. Вряд ли это случайно совпало с укреплением позиций известного выходца из Грузии Иосифа Джугашвили-Сталина в Кремле. Во всяком случае, именно по его указанию и при деятельной помощи его земляка, уроженца Мингрелии (это ближайшая к Абхазии область Грузии) Лаврентия Берия десятки тысяч грузин были переселены в новоявленную автономию, в результате чего абхазы стали национальным меньшинством у себя на родине. Данный факт не отрицается ни одним из ответственных историков.
Коренные жители Абхазии никогда не были довольны этим обстоятельством, но пока у власти были Сталин и Берия, по понятным причинам сидели тихо и не роптали. После 1953 года ропот стал постепенно усиливаться.

Цена сбывшейся мечты

В 1970-е годы мне приходилось бывать в Гагре и Сухуми, и я лично наблюдал бурные проявления грузино-абхазской "дружбы народов". Естественно, эти случаи преподносились как бытовые конфликты. Тем не менее, в якобы формирующуюся новую общность "советский народ" представители двух этих этносов готовы были войти только порознь.
Когда же в конце 1980-х годов центробежные тенденции усилились, вопрос о суверенитете Абхазии неизбежно встал в повестку дня. Между прочим, они вовсе не собирались выходить из СССР, их вполне удовлетворял статус отдельной Союзной республики.

Многочисленные встречи и беседы автора этих строк с абхазами показали, что они мыслят прагматично и реалистично. То есть, прекрасно понимают, что никакой подлинной государственной независимости они просто не выдержат. Не справятся хотя бы по экономическим причинам. Однако отделиться от Грузии считали необходимым.
Кстати, из бесед с грузинами я вынес впечатление, что они тоже все это осознают. "Но мы не можем позволить себе потерять такое прекрасное побережье", - цинично заявил один из них. И все-таки, в конце концов, грузины потеряли эту часть берега Черного моря. Ценой страшного кровопролития, больших жертв и страданий десятков тысяч беженцев.

Я часто бываю в одной московской абхазской семье, и мне каждый раз режут слух слова "это было еще до войны" или "после войны", произносимые просто и естественно. Имеется в виду не общая для всех нас Великая Отечественная, а совсем еще недавняя война с Грузией за независимость своей республики, растянувшаяся на годы.
Воссоединиться с Россией - политически нереально, и это в Абхазии все понимают. Но своей главной цели они добились. Сбылось то, о чем они мечтали 90 с лишним лет.
Добавить комментарий