Необязательные мемуары. Милан. Рим
07.12.2020 15:42
На улице в Риме. Я и Игорь Тимофеев, он же Бабуин - о нем пойдет речь ниже. Фото Игоря Буккера
Поедем дальше по городам и весям Италии.
Но для завершения разговора я хочу, справедливости ради, заметить, что не всё в Венеции так волшебно и прекрасно. Есть и недостатки. По крайней мере, были в то время, когда я туда ездил. Например, жуткая дороговизна - по сравнению с Римом, Флоренцией и другими итальянскими городами. Обычно самая дорогая жизнь в столице, но в Италии такой классической исторической столицы нет, Неаполь, Флоренция, Милан, Венеция да и многие другие куда меньшие городки тоже были столицами на протяжении веков.
И Венеция из них - самая дорогая. Повторю, что так было в начале двухтысячных, но я не думаю, чтобы это изменилось. Говорят, дороговизна вызвана островным положением Венеции, но в ее материковой части цены такие же. Так что дело не в географии, а в торгашеской жадности венецианцев, исторической и имманентной. Между прочим, уж на что скуден бывает так называемый "континентальный завтрак" в европейских отелях, в Венеции это нечто особенное, даже голодающие Поволжья завтракали плотнее.
А вот прогулка на традиционных гондолах - очень и очень дорогое удовольствие. Я побеседовал с гондольерами, они могут изъясняться на многих других европейских языках, и из этой беседы понял, что мне по карману могла быть разве что переправа на гондоле через Гран Канале, но тратить деньги на такую ерунду не имеет смысла. А вот нормально покататься на гондолах могли себе позволить, в основном, японцы. Я не раз видел, как они кайфовали под баркаролу.
Миланская струя
Но хватит Венеции, поехали, например, в Милан.
Рассказывают и будут рассказывать, что Милан - центр высокой моды, гламурная Мекка. Возможно. У меня Милан ассоциируется совсем с другими реалиями.
А именно - вот с какими.
Ранним утром шли мы по дорожке через парк, что возле Castello Sforzesco, бывшего замка, где теперь устроен музей, находятся останки "Тайной вечери" Леонардо и последняя, необычная и гениальная Пьета Микеланджело, а некогда обитало семейство Сфорца, потомки кондотьера, взявшего власть над Миланским герцогством.
Лично я шел и думал о самых высоких материях. Но вскоре нам, то есть мне, моему другу Игорю Буккеру и нашему гиду по имени Алим (кабардинец, много лет работал в турагентстве в Италии) стало не до искусства, высоких материй и кондотьеров.
Потому что на центральной дорожке парке стоял абориген, который расстегнул ширинку, вынул оттуда известно что и со всей дури орошал дорожку, кусты и весь парк вокруг, насколько сил хватало. При этом абориген очень громко пел, а голос у него был "сильный, но противный".
Вокруг гуляли мамы с детьми и с колясками, прочая приличная публика. И все они делали вид, будто не замечают ссущего аборигена.
Потом мы выяснили, что накануне в Милане был местный карнавал. Дело понятное. Но я никогда, ни раньше, ни потом, не видел, например, в московских парках людей, которые бы с похмелья мочились прямо посреди дорожки! Вот такой гламур, высокая мода и европейская "культура".
Потом мы все-таки зашли и в Castello Sforzesco с его великими шедеврами, и в Миланский собор, посмотрели на знаменитый театр Ла Скала, очень скромный и незаметный, между прочим.
И покрутились на так называемом Туринском быке - мозаике, расположенной на полу Галереи Виктора Эммануила, причем крутиться надо непосредственно на яйцах быка, в результате чего там была протерта круглая и заметная ямка.
Потом, в Вероне, я видел скульптуру Джульетты, у которой одна сиська намного меньше другой, так как к ней прикасаются все туристы. Я прикасаться не стал, а в книге для посетителей оставил возмущенную запись (по-английски): мол, балкон так называемого дома Капулетти расположен чересчур высоко, никакой Ромео не смог бы на него забраться без помощи лестницы (ladder).
Тот дом - не настоящий памятник истории, просто выбрали подходящий средневековый домик с двором. Но Верона в целом - замечательный, прекрасный город, мне он очень понравился, да мне не хочется тут растекаться в эмоциональных восклицаниях и всхлипах.
Четвертому Риму - бывать!
Теперь на очереди Рим.
Все знают старинную русскую поговорку про Третий Рим с обязательной добавкой, complemente по-итальянски: Четвертому не бывать! Я с этим не согласен. Потому что и Пятому Риму бывать, и есть, как минимум, четыре разных Рима - в одном. Переплетенные и взаимопроникающие.
Первый Рим - античный. Форум, Колизей и много разных прочих островков и вкраплений, иной раз по половине какого-нибудь здания.
Второй Рим - средневековый. Он держится отдельным солидным островом, называется Centro Storico. Его сильно порушили Викторы Эммануилы и Муссолини, проложив там два или три проспекта, но все равно сохранилась немалая часть прихотливой вязи улиц-переулков. Туда же я бы отнес и Trastevere, то есть "ЗаТИБРоречье", район по другую сторону реки, очень симпатичный.
Третий Рим - католический. Он порой незримо, а иногда зримо отделен от средневекового. В основном, это Ватикан, но есть и вкрапления в других районах, целый ряд католических соборов, принадлежащих папской власти - Латеран, например, где был подписан знаменитый договор с Папой Римским, загонявший понтифика в пределы Ватикана. Или огромный собор Santa Maria Maggiore, да много еще...
Четвертый Рим - я бы назвал его буржуазным. Фонтан Треви, площадь Испании со знаменитой лестницей, улица Корсо и прочее пространство, которое туристы используют для шоппинга. Но там же, например, находится и островок античного Рима - древний Пантеон, впоследствии "оккупированный" католической церковью.
Наконец, имеется и Пятый Рим - современный, спальные районы, обиталища диких орд гастарбайтеров, но этот Рим совсем скучный, тупой и неинтересный.
Впрочем, есть в "вечном городе" и странные очаги, которые непонятно к какому Риму относятся. Так, в двух шагах от Колизея расположен парк Оппио, который был те годы, что я его посещал, фактически захвачен "понаехавшими" смуглыми субъектами, подозрительно напоминающими кавказцев. Они там жгли костры и что-то прямо на них жарили. Ходить там было страшно даже днем, я один раз рискнул, больше не пытался, а вечером ни за что бы туда не сунулся.
Мультикультуральность, доведенная до идиотизма. Это, видимо, уже шестой Рим, которому лучше бы не бывать.
Выпить в Риме из фонтана
В свой первый приезд мы попали Рим совсем поздно, но так как решили, что приехали туда не спать, то собрались ночью побродить по городу. Пошли мы втроем, и поэтому, естественно, взяли с собой бутылку водки. Решили, что бухать на улицах ночного Рима - даже романтично.
И во-первых, умудрились по ходу маршрута аккуратненько обойти по широкому кругу Колизей, так его и не заметив. Ну а во-вторых...
Строго говоря, мы прилетели в Италию вдвоем, а третий спутник к нам приблудился в автобусе из аэропорта Римини. Это был первый и последний раз, когда я посещал Италию в составе традиционной туристической группы.
Так вот, этот третий, отрекомендовавшийся знатоком Нью-Йорка и автором книги о том, как выжить в "Большом Яблоке" (потом он нам свою книгу подарил, зовут его Игорь Тимофеев, я ниже привожу ее фото), неожиданно и громогласно заявил: дескать, здесь в Риме можно пить воду из любого фонтана!
С чего он это взял, не знаю, ни в каких путеводителях ничего подобного не сказано, но мы к тому моменту уже прикончили полбутылки, а до того, как водится, пили коньяк из дьюти фри в самолете и энергично добавляли в автобусе, так что логика мыслей у нас могла быть прихотлива.
Тем более, что для запивки мы купили какой-то сок вместе с одноразовыми стаканчиками (bicchieri) у ночных торговцев-жуликов арабско-кавказского вида, и сок этот оказался настолько мерзким, он был таким химически ядовитым, что пришлось его вылить. А запить хотелось.
Короче говоря, я уже нетвердо ощущал реальность и решил проверить на себе тезис Игоря Тимофеева. Увидели мы фонтан посреди круглой площади, прошли к нему через проезжую часть, благо машин не было, мы с г-ном Тимофеевым зачерпнули водички из резервуара под красивыми скульптурами. И немедленно выпили.
Было это на Piazza della Republica - Площади Республики.
Вы не можете себе представить, в каком я был ужасе, когда на следующее утро окинул эту площадь и этот фонтан трезвым взором и увидел картину во всей красе большой городской автомобильной развязки. Страшно подумать, что за элементы периодической таблицы Менделееева скрывались в той водичке!
Но никаких последствий не было. Я остался жив и здоров. Значит, родная водка обеспечила дезинфекцию и убила всю римскую химию.
Вспомнился и еще один случай, приключившуюся со мной в метро в городе Риме.
Римское метро отличается, во-первых, жуткой запущенностью, а во-вторых, там на станции почти невозможно купить билет.
Кассы, где метробильетти продают вручную, находятся далеко и на поверхности, покупать билеты надо заранее и знать места. Под землей же полным-полно автоматов, но они, как правило, или вовсе не работают, или работают неправильно: деньги охотно поглощают, билетов назад не выдают.
Собственно говоря, в Италии почти все автоматы такие, найти исправный - большая удача.
Ну вот, мы втроем уже спустились, билеты заранее не купили, потыркались возле автоматов, дали им сглотнуть определенную сумму, отдавать больше не захотели, и тут мы увидели дырку, сквозь которую можно было спокойно пройти на станцию в обход турникетов.
Мои друзья мгновенно просочились, а я - замешкался. И попал в лапы дежурного, так как в Риме на станциях дежурят не тетушки-бабушки, а крепкие мужики.
Дежурный стал мне объяснять, что надо купить билет. По-итальянски. Я его прекрасно понял, но сделал вид, что ничего не понимаю, и начал возмущенно кричать по-английски: дескать, у вас тут невозможно купить билет, автоматы eat my money, а выходит шиш с маслом и так далее.
Дежурный слушал-слушал, потом взял у меня то ли полторы, то ли две тысячи лир (дело было до введения евро, кстати грабительского и жульнического, но это другая тема), сходил куда-то, вернулся с билетом, сам сунул в отверстие и помог мне пройти через турникет. Товарищи дожидались меня на платформе.
Я возле фонтана Треви, это снято уже в другой приезд, попросил кого-то из прохожих
Я в музеях Ватикана. Извините, сумку из кадра убрать не догадался
Это другой фонтан, не тот, из которого мы пили. Тот был менее историческим
Я в музеях Ватикана. Извините, сумку из кадра убрать не догадался
Это другой фонтан, не тот, из которого мы пили. Тот был менее историческим