Хасбулат удалой
04.11.2022 11:11
Николай Троицкий
Руслан Хасбулатов - единственный российский политик, пусть и бывший, зато высокопоставленный, у которого я побывал дома, причем дважды (!). Так уж случилось.
К сему прилагаю две мои записи, сделанные ранее, с некоторыми поправками.

Нестор-Нестер, Фруассар и Хасбулатов

zziCqGGVk9M8xw1QxVI-bUr2KTyV2S29EcTq-KYLQAUNJIXWcvZ_L6s7t_hmaTbroSjDznDUpVi-ew9dgLWq7zsR8H362X-rVVFOawFHKPRR_NYrU91IVzd0P-7jjXYkEATYK-CTnRoniUxiNcqlYw
Побывал в гостях у Руслана Имрановича Хасбулатова. Молодежь не знает или не помнит, кто это такой, и если кто интересуется - есть поисковые системы, всё подскажут и покажут. А вот мое поколение и чуть младше - знают очень даже хорошо.

Руслан Имранович проживает в центре Москвы, на б. улице Щусева, ныне Гранатном переулке, в б. номенклатурном доме, в квартире, в которую должен был въехать Брежнев, но не успел. Дом сдали в эксплуатацию аккурат в 1982 году. Можно сказать, на моих глазах, так как я пять лет проучился в соседнем здании на театроведческом факультете ГИТИСа. Сейчас наше здание уже снесли и построили нечто пафосно-лужковское.

Дома у Хасбулатова я побывал во второй раз. Первый пришелся на 1997(?) год, когда Руслан Имранович устроил квартирниксозвал у себя на квартире пресс-конференцию, на которой огласил свой личный план урегулирования в Чечне. План принят не был и как выразился Хасбулатов, ему не дали остановить войну. А он ведь мог бы! Ведь он, как известно, "не только экономист, но и юрист", научная величина международного масштаба и так далее, но да ладно.

Квартира мыслителя и члена-корреспондента Академии наук уже тогда потрясла меня своими масштабами. По анфиладам комнат и бесконечным коридорам сновали бесчисленные то ли слуги, то ли соратники, то ли гости, то ли члены тейпа, что ближе всего к истине. А помещение для пресс-конференции превосходило размерами многие залы пресс-центров.
Сегодня квартира была вроде бы пуста, и помощник Хасбулатова провел меня в его рабочий кабинет единственно возможным путём. У меня была возможность осмотреть интерьер. Честно скажу: внушает! Всё добротное, но изящное; ценное, но не слишком броское и роскошное. Следов безвкусицы, "парвенюшности" я не заметил. Может быть, плохо смотрел. Однако думаю, что у столичных вальяжных профессоров/членкоров кавказского происхождения просто есть вкус. Маловероятно, чтобы интерьеры определяла домоправительница.

Навестил я професора Хасбулатова для того, чтобы попросить у него рукопись некой пока не изданной книги. И выяснил, что таковых книг Руслан Имранович написал уже 7 - семь! - томов. Летописей, хроник (отсюда и заголовок) или называйте их, как хотите. Под общим заголовком: "Четвертая республика: от недогосударства Ельцина к государству Путина". Вот так.

В заключение скажу. Я был парламентским корреспондентом с 1990 года и, с перерывами, до 2002 примерно. Прекрасно помню все художества Хасбулатова. Знаю все его недостатки и чисто кавказские понты. Он был нормальным политиком, то есть коварным и не всегда добросовестным. Он очень высоко оценивает свою личность, свою роль в истории и в науке (или даже - в науках). Гораздо выше, чем всё это оценивают объективные сторонние наблюдатели.
Но тем не менее всегда относился и отношусь к Хасбулатову с большой симпатией. Вот так бывает. И сегодня я с удовольствием пожал ему руку и честно сказал, что рад его видеть в добром здравии.

Былое и думы. Черные дни Белого дома

В первом номере возрожденного Москора невозможно было пройти мимо печальной даты - 15 лет со дня государственного переворота 21 сентября - 4 октября 1993 года.
Я подготовил полоску, написал общий врезик:
5 лет назад в Москве начиналась гражданская война
Все было всерьез. Свои «белые» и «красные», свои «комиссары в пыльных шлемах», насилие, ненависть и кровь: точное число убитых и раненых не известно до сих пор. Героев, как и во всякой гражданской войне, не было.
Прежде чем у «хлопцев» – обычных граждан – затрещали чубы, вусмерть разругались «паны» – руководители ветвей власти. Раскололась политическая верхушка. 21 сентября президент Борис Ельцин своим указом упразднил парламент и отменил Конституцию.
Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и примкнувший к нему вице-президент Александр Руцкой с этим не согласились и отрешили Ельцина от власти. Юридически грамотно – при помощи Конституционного суда. Но юридические моменты тогда никого не волновали. Публикуем воспоминания двух свидетелей тех событий.

Ну, а вдобавок мы поместили отрывки из воспоминаний Руслана Хасбулатова. Именно за ними я и ходил в гости к Руслану Имрановичу. (Сайт Москора давно сгинул вместе со всеми текстами, а я, дурак, их вовремя не скопировал).

Хочу вкратце прокомментировать эти мемуары.
Если события, происходившие непосредственно 4 октября, Хасбулатов описывает достоверно (со своей позиции, конечно) - я сверил с обнаружившимся чудом своим репортажем, написанным 15 лет назад по горячим следам, то в остальном автор сильно лукавит и вводит общественность в заблуждение.
Его версия такова: во всем виноват Руцкой, который послал людей на неоправданный штурм Останкино, чем спровоцировал кремлевско-ельцинских путчистов, а он, Хасбулатов, хотел только, чтобы народ стоял вокруг Белого дома и мирно ждал, пока власть сама придет к ним в руки.
Я уж не говорю об утопичности этого замысла, и о том, что никаких 200-300 тысяч возле Белого дома не было в те дни (может быть, с 1991 годом перепутал? Хотя и тогда сотня тысяч демонстрантов набралась только ПОСЛЕ явного провала путча, а в решающую ночь вокруг Белого дома стояло максимум пара десятков тысяч человек). Но я вдобавок был свидетелем того, как Хасбулатов "мановением слабой руки" лично отправлял народ на штурм телецентра, а потом еще сомнамбулически заявлял, что "к вечеру мы должны взять Кремль".

При этом, на мой взгляд, ни Хасбулатов, ни Руцкой уже не контролировали ситуацию и никем, кроме своих помощников и ближайших соратников, реально не руководили.
Руслан Имранович верно отмечает в своих воспоминаниях, что и он, и Руцкой, и прочие "вожди", и их - весьма немногочисленные - сторонники были умело спровоцированы условно ельцинской стороной (которую олицетворял в те дни всесильный охранник Александр Коржаков, тоже написавший позднее свои мемуары). И они виноваты именно в том, что поддались на эту провокацию, приняли желаемое за действительное и даже не попытались удержать людей, часть из которых просто утратила адекватное восприятие действительности (как и "вожди" после долгой отсидки в оцепленном здании), часть - рвалась побузотёрить и выплеснуть накопившуюся агрессию (тот же безумный Макашов, паркетный генерал, вдруг возомнивший себя "полководцем"), а часть - и немалая - были коржаковскими кремлевскими провокаторами, специально подосланными для нагнетания страстей.

Но Хасбулатов не хочет признавать себя виноватым, всячески себя выгораживает и выставляет жертвой и героем. Жаль. Хотя именно так всегда ведут себя мемуаристы, со времен Ксенофонта и его Анабасиса.
Эти воспоминания, составляющие толстенный фолиант машинописного текста, неплохо было бы опубликовать. Пусть даже небольшим тиражом, для немногих, кому это интересно. Так как я, например, совсем не жалею о том, что их прочитал - перед тем как выбрал фрагменты для публикации.

АПД Как минимум, часть воспоминаний Р. Хасбулатова можно прочитать. Они есть в сети:
https://www.litmir.me/br/?b=233053&p=1
Можно найти еще фрагменты, если кто-то заинтересован

Необязательные мемуары
Добавить комментарий