Чехов. Тайна "Палаты номер шесть"
04.04.2023 16:49
Заново прочитал эту повесть - и понял, что ее до сих пор все понимают неправильно. То есть, я имею в виду всех, кто по этому поводу публично высказывался: Ленин, Лесков, Лев Толстой, разные всякие советские литературоведы и учителя литературы...
Сразу скажу, что я не только читал ранее, но и видел очень хороший спектакль в театре Советской армии, но не на большой или малой сцене, а в репетиционном зале, в непосредственной близости от зрителя, так что дыхание наше и действующих лиц-исполнителей перемешивалось. Это было сильное впечатление! Ставил Юрий Иванович Ерёмин, он в этой вроде бы как экспериментальной постановке превзошел самого себя.
Видел еще плохой фильм Карена Шахназарова, тот зачем-то попытался осовременить повесть, вышло нелепо.
То есть, само произведение я знаю хорошо.
Как принято его понимать? "Вся Россия - палата номер шесть". Приписывается Ленину, но это сказал Н.С. Лесков. То бишь полное бесправие, отсутствие элементарных удобств для больных, которые, "как мухи... выздоравливают" (это уже Гоголь, а не Чехов), грязь, нищета, дремучесть и так дадлее.
Однако позвольте-с! Откуда такое обобщение? В самой повести прямо сказано, что такое возможно разве что в городишке, что за 200 верст от железной дороги. Какая ж тут "вся Россия"?
Да и я уверен, что Чехов сгустил краски, хотя положение пациентов провинциальных больниц он знал очень хорошо.
Но в данном случае он выступал отнюдь не как реалист-бытописатель типа какого-нибудь Глеба Успенского и лукавил, когда утверждал, будто никаких обобщенных картин давать не хотел, а просто описывал частный случай.
Э нет! Чехов обобщал. Еще как обобщал, но совсем не то.
"Палата номер шесть" - это грустный гротеск и в то же время ядовитая карикатура на русскую интеллигенцию. Реалистический гротеск, достоверная карикатура.
В повести - два героя-интеллигента, образованных, мыслящих, ведущих философские споры на высоком уровне компетентности. И кто эти интеллигенты? А главное - каков результат их умственной активности?
Ну ладно, один - псих, сидит в палате номер шесть с манией преследования, не способен ни на какую конструктивную деятельность в принципе. В наши дни такие пациенты свободно разгуливают по улицам. На моём участке, где я ношу письма, был один такой. Ходил повсюду громко матерился, орал всякие непристойности. Скорее всего, угрозы жизни и здоровью граждан не представлял (хотя кто знает? психи непредсказуемы), разве лишь для себя - попал под машину и умер в реанимации. А сидел бы в палате, пусть не номер шесть, был бы жив.
Но второй и главный интеллигент, доктор Рагин - совсем другое дело. 20 лет работает главврачом, но пальцем о палец не ударил, чтобы изменить положение. Ничего не делал! Ничего!!! Даже больных не лечил, всё передоверил невежественным подручным. Зато - знатный читатель книг! И может подискутировать о стоиках и Диогене.
И уж кто-кто, а Чехов знал хорошо, что у врача, тем более у главного врача имеются возможности хоть как-то улучшить положение, не в общем, так в частном, да сам же Чехов был тому живой пример, хотя даже главным врачом не был, должности не имел.
Я считаю и даже убежден, что доктор Рагин и его образованный собеседник-псих воплощают в своих образах русскую интеллигенцию в своей сути, в своей абсолютной бесполезности, ну и в своей жалкой судьбе, даже не тянущей на трагичность, ибо не может быть трагедии жалкого человечка.
И не сомневаюсь, что Чехов так и задумал свою повесть, а еще вернее - не задумал, а так она у него написалась, но он это прекрасно понимал. А что ни словом, ни буквой не обозначил, так он всегда так делал, это его фирменный modus scribandi или scribendi, у меня с латынью не очень.
Сразу скажу, что я не только читал ранее, но и видел очень хороший спектакль в театре Советской армии, но не на большой или малой сцене, а в репетиционном зале, в непосредственной близости от зрителя, так что дыхание наше и действующих лиц-исполнителей перемешивалось. Это было сильное впечатление! Ставил Юрий Иванович Ерёмин, он в этой вроде бы как экспериментальной постановке превзошел самого себя.
Видел еще плохой фильм Карена Шахназарова, тот зачем-то попытался осовременить повесть, вышло нелепо.
То есть, само произведение я знаю хорошо.
Как принято его понимать? "Вся Россия - палата номер шесть". Приписывается Ленину, но это сказал Н.С. Лесков. То бишь полное бесправие, отсутствие элементарных удобств для больных, которые, "как мухи... выздоравливают" (это уже Гоголь, а не Чехов), грязь, нищета, дремучесть и так дадлее.
Однако позвольте-с! Откуда такое обобщение? В самой повести прямо сказано, что такое возможно разве что в городишке, что за 200 верст от железной дороги. Какая ж тут "вся Россия"?
Да и я уверен, что Чехов сгустил краски, хотя положение пациентов провинциальных больниц он знал очень хорошо.
Но в данном случае он выступал отнюдь не как реалист-бытописатель типа какого-нибудь Глеба Успенского и лукавил, когда утверждал, будто никаких обобщенных картин давать не хотел, а просто описывал частный случай.
Э нет! Чехов обобщал. Еще как обобщал, но совсем не то.
"Палата номер шесть" - это грустный гротеск и в то же время ядовитая карикатура на русскую интеллигенцию. Реалистический гротеск, достоверная карикатура.
В повести - два героя-интеллигента, образованных, мыслящих, ведущих философские споры на высоком уровне компетентности. И кто эти интеллигенты? А главное - каков результат их умственной активности?
Ну ладно, один - псих, сидит в палате номер шесть с манией преследования, не способен ни на какую конструктивную деятельность в принципе. В наши дни такие пациенты свободно разгуливают по улицам. На моём участке, где я ношу письма, был один такой. Ходил повсюду громко матерился, орал всякие непристойности. Скорее всего, угрозы жизни и здоровью граждан не представлял (хотя кто знает? психи непредсказуемы), разве лишь для себя - попал под машину и умер в реанимации. А сидел бы в палате, пусть не номер шесть, был бы жив.
Но второй и главный интеллигент, доктор Рагин - совсем другое дело. 20 лет работает главврачом, но пальцем о палец не ударил, чтобы изменить положение. Ничего не делал! Ничего!!! Даже больных не лечил, всё передоверил невежественным подручным. Зато - знатный читатель книг! И может подискутировать о стоиках и Диогене.
И уж кто-кто, а Чехов знал хорошо, что у врача, тем более у главного врача имеются возможности хоть как-то улучшить положение, не в общем, так в частном, да сам же Чехов был тому живой пример, хотя даже главным врачом не был, должности не имел.
Я считаю и даже убежден, что доктор Рагин и его образованный собеседник-псих воплощают в своих образах русскую интеллигенцию в своей сути, в своей абсолютной бесполезности, ну и в своей жалкой судьбе, даже не тянущей на трагичность, ибо не может быть трагедии жалкого человечка.
И не сомневаюсь, что Чехов так и задумал свою повесть, а еще вернее - не задумал, а так она у него написалась, но он это прекрасно понимал. А что ни словом, ни буквой не обозначил, так он всегда так делал, это его фирменный modus scribandi или scribendi, у меня с латынью не очень.