С 8 июня 2017 в кино
Манифесто
Manifesto (16+)
Драма, Австралия, Германия, 2015, 95 мин.
Режиссёр и сценарист: Джулиан Роузфельдт
Продюсеры: Корнелия Акерс, Маркос Кантис, Мартин Левальд, Джулиан Роузфельдт, Василий Зигурис
Оператор: Кристоф Краусс
Художники: Эрвин Приб, Сабина Дайгелер, Мелани Рааб
Музыка: Нилс Фрам, Бен Лукас Бойсен
Монтажер: Бобби Гуд
В ролях: Кейт Бланшетт, Эрика Бауэр, Ruby Bustamante, Карл Дитрих, Мари Борковски Фоэдровиц, Эа-Джа Ким, Марина Майкл, Ханнелор Олендорф, Оттокар Сачсе, Ральф Темпель, Джимми Трэш, Эндрю Аптон
Дата премьеры: 8 июня 2017 года (A-One Films, Russian World Vision)
Первый показ нашумевшего фильма состоится 26 мая: «Манифесто» откроет совместную программу кинопоказов «Художник за кадром» фестиваля Beat Film Festival и Музея современного искусства «Гараж». 8 июня фильм выйдет в российский прокат (A-One Films, Russian World Vision).
«Манифесто» – это увлекательное и остроумное путешествие по истории искусства XX века. В коллаже немецкого режиссера и художника Джулиана Роузфельдта встречаются Малевич и Джармуш, Кандинский и Годар, их знаменитые манифесты произносят 13 героинь нашего времени, все – в исполнении Кейт Бланшетт, двукратной обладательницы премии «Оскар» («Авиатор», «Жасмин»).
Вернисаж и похороны, семейный ужин и мусорная свалка, новостная студия и панк-вечеринка становятся сценой для 13 вдохновляющих высказываний о свободе и новаторстве, о политике и искусстве, о любви и смерти.
Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале Sundance.
Фильм-перформанс, фильм-коллаж, в котором Кейт Бланшет перевоплощается в 13 разных персонажей. Среди них: школьный учитель, хореограф, кукловод, ведущий новостей, вдова и бездомный. Все они своими эффектными монологами ставят под сомнение роль художника в современном обществе. Кейт Бланшетт дарит новую волнующую жизнь знаменитым и менее известным манифестам в неожиданном прочтении.
«Манифесто» основан на трудах футуристов, дадаистов, художников «Флуксуса», супрематистов, ситуационистов, творцов «Догмы 95» и других арт-групп, а также размышлениях отдельных художников, архитекторов, танцоров и кинематографистов. Проецируя идеи Класа Олденбурга, Ивонны Райнер, Казимира Малевича, Андре Бретона, Стертевант, Сола Левитта, Джима Джармуша и других творцов через свое видение Роузефельдт создал 13 коллажей манифестов творцов.
Фильм Роузфельдта раскрывает «перформативную» часть и политическую значимость этих заявлений. Часто написанные в юношеской горячности, они не только выражают желание изменить мир через искусство, но и отражают голос поколения. Исследуя необходимость этих исторических заявлений, составленных со страстью и убежденностью художников много лет назад, «Манифесто» задаётся вопросом, устояли ли эти слова и чувства под натиском времени. Могут ли они применяться повсеместно? И как сместилась динамика между политикой, искусством и жизнью?
Режиссер Джулиан Роузфельдт о фильме
В молодости я, как, возможно, и большинство людей, интересующихся искусством, изучал движения Дада, «Флуксус», Футуризм, но исключительно поверхностно. Недавно, разыскивая информацию для очередного проекта, я наткнулся на два манифеста французского футуриста, поэтессы и хореографа Валентины де Сен-Пуанты, и был чрезвычайно ими взволнован. За два года до этого, в Берлине, во время выставки моего фильма и фотографий, наш общий друг представил меня Кейт Бланшетт, и у нас возникла одна спонтанная идея - сделать совместный проект. Когда я читал эти тексты, другие работы известных художников пришли мне на ум, и внезапно меня осенило, как можно реализовать идею нашего общего проекта. В последующие месяцы я прочитал все манифесты, которые только смог найти, в том числе манифесты театра, хореографии, кино и архитектуры. Было удивительно обнаружить, как одинаковые идеи возникают снова и снова. Все эти расхожие идеи появились с невероятной энергией и утопическим энтузиазмом. Эти манифесты были не просто текстами, которые намеревались перевернуть искусство, а рано или поздно и весь мир с ног на голову и в корне изменить его, но и свидетельствами о поиске индивидуальности, неуверенно посланными миру.
Так что сначала я увидел в манифестах выражение непокорной юности, а затем и их литературную, поэтическую составляющую, так сказать, обновлённые «Бурю и натиск». Манера письма была прекрасна и зачаровывала: я как будто воспринимал эти слова на слух. Мне открылось, что это были не столько документы из истории искусства, сколько живой и сценарный материал. Они вызывали в памяти театр, так что я начал представлять себе эти манифесты как представления, освобожденные от пыли истории искусств и перенесенные в настоящее время. История искусств - это одна из ветвей истории, а мы извлекаем уроки из истории. Художники, также как и писатели, философы и учёные всегда были теми, кто осмеливался выражать мысли и взгляды, состоятельность которых только предстояло доказать.
«Черновик Манифеста» Нью-Йоркского Клуба Джона Рида, изданный в 1932 году, в котором описан сценарий коллапса капиталистического миропорядка, читается легко, словно был написан вчера. Мы достаточно благоразумны, чтобы читать манифесты художников как сейсмограммы их времени.
Во времена, когда нео-националистические, расистские, народнические тенденции в политике и медиа угрожают демократии по всему миру и бросают вызов нашему стремлению защищать условно достигнутые ценности толерантности и уважения, «Манифесто» становится чистым призывом к действию.
Главная идея «Манифесто» состояла не в том, чтобы показать исключительные тексты манифестов, но в том, чтобы позволить Кейт воплотить каждый из манифестов. Она и есть манифест.
С самого начала было ясно, что она станет сразу несколькими персонажами одновременно. В итоге Кейт сыграла 13 героев: брокера, консервативную мать, менеджера, похоронного оратора, панка, балетмейстера, учителя, рабочего фабрики, диктора новостей, журналиста, кукловода, учёного и бездомного. Из-за того, что у нас было всего 11 дней на съёмки с ней, все в Берлине и его пригородах, в среднем нам нужно было выдавать по 12 минут материала в день, что примерно сопоставимо со сроками производства дешёвых мыльных опер. Нам, конечно, не хотелось работать на эстетическом уровне подобных сериалов. Так что нам была нужна очень щедрая команда - большинство глав департаментов долго были частью нашей растущей художественной семьи. Но больше всего нам нужна была щедрая Кейт, согласная работать на таких условиях. Для всех участников это был высший пилотаж. Но Кейт с её безмерным энтузиазмом и отдачей, несомненно, обошла нас всех.
Одна из задач, которую Кейт предстояло решить, был огромный объем текста, который следовало произнести с 12 разными акцентами. Кроме того, каждый герой должен был говорить в совершенно уникальной окружающей среде. Иногда нам приходилось снимать две роли в один день, что также означало дополнительную смену костюмов и макияжа для Кейт, и добавляло работы парикмахерам и визажистам. Например, нам нужно было успеть снять сцену с бездомным в тот же день, что и сцену с диктором новостей. Для художника по декорациям и его команды это было сумасшествие. Кейт каждый день удивляла меня своими идеями, появлявшимися из глубин её бездонного опыта и невероятного таланта. Я уже говорил о ней как о художнике-учёном, серьезно изучающем человеческую натуру. Каждый день отличался для всех нас, как будто мы попали в страну чудес, которая встретила нас новыми миром и персонажами.
То, как диалог (или лучше будет сказать монолог) формировал настроение сцены, всегда было переменчиво и изумительно. И самое удивительное - несмотря на предельную концентрацию, отдачу и многие часы работы каждый день, Кейт на удивление сохраняла своё особенное чувство юмора во время работы. Мы много смеялись.