В конце мая в Москве на Исторической сцене Большого Театра России, при поддержке Министерства культуры РФ торжественно отметят XXV-летие Приза Бенуа де ла Данс. Зрители увидят не только самые яркие работы в области танца за прошедший год, но и срез всего самого лучшего, что было сделано в мировом балете за последние четверть века. 30 мая пройдет гала-концерт: «Дефиле звёзд Бенуа де ла Данс и новые лауреаты», 31 мая публику ожидают «Звёзды Бенуа де ла Данс – лауреаты за четверть века».
На пресс-конференции, которая прошла 11 апреля в Большом театре, организаторы подробно рассказали о Программе гала-концертов, а также раскрыли некоторые детали предстоящего награждения лауреатов. Так, например, Приз: «За Жизнь в искусстве» в этом году будет вручен замечательной балерине и актрисе Марсии Хайде. А начнется Фестиваль с блистательного дефиле лауреатов и членов жюри Приза, собравшихся в Москве.
30 мая юбилейный гала номинантов откроют Джозеф Уолш, премьер Балета Сан-Франциско и Виктория Джайяни из чикагского Балета Джоффри, танцевавшая с Фабрисом Кальмелем в прошлом году Дуэт из "Отелло" Лара Любовича. Виктория и Джозеф «оживят» скульптуру Бенуа де ла Данс: представят миниатюру в хореографии Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого, которые сочинили этот дуэт в дар Юбилею Бенуа. А идея «вдохнуть жизнь» в символ Приза пришла в голову его автору - Игорю Устинову. Впервые в истории Бенуа в гала номинантов мы увидим сразу 4 этуалей Парижской Оперы. Людмила Пальеро исполнит с Матиасом Эйманом балет Джерома Роббинса «Другие танцы», а Уго Маршан станцует дуэт из «Ромео и Джульетта» в постановке Рудольфа Нуреева с Леонор Боляк. Зрители познакомятся с фрагментами сочинений звёзд современной хореографии: это и новейшая работа Эдварда Клуга, которую он поставил в Дортмунде, и два дуэта-легенды - Саломеи и Иоанна Крестителя из балета Демиса Вольпи, и Дидоны и Энея в сопровождении арии Дидоны и в постановке Сиди Ларби Шеркауи, а также произведение Алексея Ратманского - Джозеф Уолш и Лорен Стронджин станцуют дуэт из балета «Семь сонат» Скарлатти.
Гала-концерт 31 мая задуман организаторами как срез всего лучшего, что составило историю Приза Бенуа за 25 лет. Матс Эк и Ана Лагуна расскажут нам о жизни семейной пары в миниатюре «Память». Ещё два лауреата Приза, представят свои сочинения, созданные специально к Юбилею: Иван Васильев ставит дуэт, который он исполнит с Марией Виноградовой, а Яна Саленко и Мариан Вальтер из Берлина станцуют новый номер в хореографии Начо Дуато. Они же покажут фрагмент из «Летучей мыши» Ролана Пети. Мари-Аньес Жило с Уго Маршаном выступят в дуэте из «Знаков» Каролин Карлсон - балет, за который они обе получили Бенуа. Тамара Рохо с Исааком Хернандесом представят миниатюру в постановке Ханса ван Манена, а 4 премьеров из Сан-Франциско – его же «Вариации для двух пар», сочинение, также удостоенное Бенуа. Хореографию Бежара покажет знакомый нам Алессио Карбоне из Парижской оперы, а последнюю работу Уильяма Форсайта для этой труппы Blake Work – Леонор Боляк и Франсуа Алю. Уэйн МакГрегор пришлет трёх танцовщиков своей компании, которые познакомят нас с фрагментом из его балета «Атомос». Люсия Лакарра и Марлон Дино выступят в дуэте, поставленным для них Расселом Малифантом, а Ольга Смирнова и Семён Чудин станцуют свой коронный номер – Большое классическое па на музыку Обера.
Международный балетный Приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la dansе), известный в мире как «Балетный Оскар», присуждается ежегодно за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год.
Приз «Benois de la Danse» учрежден в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии, ныне Международный Союз деятелей хореографии, и представлен впервые в том же году на сцене Большого театра России.
С первого дня существования Программы её художественным руководителем и, по должности, председателем жюри является президент международного Союза деятелей хореографии, выдающийся хореограф Юрий Григорович. Дирекция и Организатор Программы – общественная некоммерческая организация «Центр Бенуа». Автор статуэтки Приза – известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа.
Ежегодно сменяемое международное жюри, состоящее из самых авторитетных деятелей мировой хореографии: руководителей крупнейших балетных трупп, выдающихся хореографов, известных педагогов, звёзд мирового балета, - выдвигает номинантов и, работая на протяжении года, в итоге определяет лучших.
С самого начала, - в 1992 году, - ЮНЕСКО приняла этот Проект под свой патронаж, высоко оценив его огромный творческий потенциал и способность влиять на процесс развития балета в России и мире. В 1996 году Приз включен в программу ЮНЕСКО «Всемирное десятилетие культуры».
В 2002 году Министерство Культуры Российской Федерации включило Проект в Федеральную программу «Культурное наследие России». В 2009 проект «Бенуа де ла Данс» получил патронат и право на логотип Европейского культурного парламента как Программа международного значения.
За 23 года своего существования Приз «Бенуа де ла Данс» вручался в Москве, в Большом театре и Государственном Кремлёвском дворце, во Дворце ЮНЕСКО в Париже, в Национальном театре в Варшаве, в Государственной Опере Унтер ден Линден в Берлине, в Государственном театре в Штутгарте.
С 2002 года Проект, расширившийся до рамок Фестиваля мирового балета, снова вернулся на сцену Большого театра России. Сбор от Гала-вечеров Фестиваля передаётся в виде персональной материальной помощи наиболее нуждающимся ветеранам балета различных танцевальных коллективов Москвы.
Номинанты -2017
Хореографы
Демис Вольпи – «Саломея», музыка разных композиторов, Штутгартский государственный балет
Родился в Буэнос-Айресе, в 1999 поступил в Балетную школу Высшего Института искусств при театре Колон, в 2000 перевелся в Национальную балетную школу Канады в Торонто, с 2002 по 2004 учился в Академии Джона Кранко в Штутгарте (класс Петра Пестова), после выпуска был сразу принят в труппу Штутгартского балета, где танцевал до 2013. В 2006 стал пробовать себя как хореограф, принимая участие в вечерах Общества Новерра, его работы принимались в репертуар труппы, в 2010 ему был заказан балет Big Blur, в 2013 он становится постоянным хореографом Штутгартского балета, а в 2014 – также и Национальной балетной школы Канады.
Хьо-Хьюн Кан – Into the Pulse, Пури, Корейский национальный балет
Закончила Балетную школу при Корейском национальном Университете в 2010, уже являясь артисткой Национального балета Кореи. В настоящее время - солистка второй ступени и хореограф труппы.
Эдвард Клуг – «Человек-рука», Милко Лазар, Нидерландский театр танца
В 1991 закончил Национальную балетную школу в Клуж-Напоке (Румыния), и был принят в труппу Национального театра Словении в Мариборе, где в 1996 впервые участвовал как хореограф в постановке «Вавилон». В 1998 начал свой первый самостоятельный проект «Танго», в 2003 был назначен художественным руководителем Балета НТС, в 2006 поставил «Ромео и Джульетта», спектакль, который вывел его на международную сцену, в 2008 начал постоянное сотрудничество с композитором Милко Лазаром.
Кристал Пайт – «Канон сезонов», Антонио Вивальди, Макс Рихтер, Балет Парижской оперы
Родилась в Террас (Британская Колумбия, Канада), училась в частной школе в Виктории и на летних курсах в Школе Театра танца в Торонто, танцевала 8 лет в Балете Британской Колумбии. В 1990 поставила первый балет «Между Блисс и мною», в 1996 перешла в труппу Франкфуртского балета под руководством Уильяма Форсайта, где танцевала до 2006, и вернулась в Канаду, получив контракт на три года, как приглашённый хореограф в Балет-джаз в Монреале. В 2002 основала свою компанию Kidd Pivot, в 2013 стала постоянным приглашённым хореографом театра Садлерс Уэллс в Лондоне, в мае 2017 выпускает свою первую постановку в Королевском балете в Лондоне.
Алексей Ратманский – «Серенада после Симпозиума Платона», Леонард Бернстайн, Американский театр балета
Родился в Петербурге, закончил Московское академическое хореографическое училище по классу Петра Пестова, в 1986 поступил в балетную труппу Киевского театра оперы и балета, с 1988 по 1992 учился на балетмейстерском факультете ГИТИСа. С 1992 по 1995 танцевал в Виннипегском Королевском балете (Канада), в 1995 вернулся в Киев, в 1997 был принят в Датский Королевский балет. В 1996 началось сотрудничество Ратманского-хореографа с Ниной Ананиашвили, а затем с Мариинским и Большим театрами. С 2004 по 2008 он - художественный руководитель балета Большого театра, в настоящее время – постоянный хореограф Американского театра балета.
Акрам Хан – «Жизель», Винченцо Ламанья по мотивам Адольфа Адана, Английский национальный балет
Родился в Уимблдоне (Великобритания) в семье эмигрантов из Бангладеша, с семи лет изучал индийский классический танец Катак, затем современный танец в Университете Де Монфор и театральное искусство в Северной школе современного танца. В 1990х, сотрудничая с Анной Терезой де Кеерсмекер, начал выступать с соло в своей хореографии. В 2000 основал свою компанию и в 2002 представил первую полнометражную работу на Эдинбургском Фестивале. В настоящее время является также приглашённым хореографом театра Садлерс Уэллс.
Сиди Ларби Шеркауи – «Выставка», Модест Мусоргский/Морис Равель, Королевский балет Фландрии
Родился в Антверпене, в семье выходцев из Марокко. В 1995, в девятнадцать лет, выиграл как танцовщик Приз «Бельгийское танцевальное соло». В 2000 поступил в труппу C de la B и там поставил свою первую миниатюру «Rien de Rien”. В 2010 основал собственную компанию Восточный человек (Eastman), которая в 2013 получила титул Европейского посла культуры. В 2015 был назначен Художественным руководителем Королевского балета Фландрии, одновременно оставаясь приглашённым хореографом театра Садлерс Уэллс.
Танцовщицы
Стелла Абрера – Принцесса Аврора, «Спящая красавица», П.Чайковский/М.Петипа в редакции А. Ратманского. Американский театр балета
Родилась в Южной Пассадине, в штате Калифорния, начала учиться балету там же, в частной школе; продолжила обучение в Театре балета на Западном берегу в Сан-Диего (Калифорния) и три года занималась в Королевской Академии классического метода в Сиднее. В 1996 поступила в кордебалет Американского театра балета, в 2001 была произведена в солисты, в 2015 получила титул прима-балерины.
Нина Капцова – «Совсем недолго вместе», М.Рихтер, Л.Бетховен/П.Ляйтфут, С.Леон. Большой театр России
Родилась в Ростове-на Дону, в 1996 закончила Московскую государственную академию хореографии по классу С.Н.Головкиной и была принята в труппу Большого театра, где занимает положение прима-балерины.
Миса Куранага – Татьяна, «Онегин», П.Чайковский/Дж.Кранко; Медора, «Корсар», А.Адан/М.Петипа в редакции И.Лишки. Бостонский балет
Родилась в Осаке (Япония), начала учиться балету там же, затем в Школе американского балета. В 2001 поступила стажёром в Балет Сан-Франциско, в 2003 перевелась в кордебалет Бостонского балета, в 2005 стала второй солисткой, в 2007 – первой солисткой, в 2009 – прима-балериной.
Людмила Пальеро – «Другие танцы», Ф.Шопен/Дж.Роббинс. Балет Парижской национальной оперы
Родилась в Буэнос-Айресе, занималась балетом в Высшем Институте искусств при театре Колон, в 2000 была принята в труппу Балета Сантьяго де Чили, где через два года получила звание солистки. В 2003 поступила в балетную труппу Парижской национальной оперы, в 2007 стала корифейкой, в 2010 – первой солисткой, а в 2012 – этуалью.
Сьюл-Ки Пак – Эгина, «Спартак», А.Хачатурян/Ю.Григорович. Корейский национальный балет
Окончила Балетную школу при Корейском национальном институте искусств в 2008, поступив в труппу Корейского национального балета годом раньше. Сегодня занимает положение прима-балерины труппы.
Мария Риккетто – Татьяна , «Онегин» П.Чайковский/Дж.Кранко. Национальный балет Уругвая
Родилась в Монтевидео, училась в Национальной балетной школе Уругвая, в 1996 была принята в труппу Национального балета Уругвая. В 1998 поступила в Школу искусств штата Северная Каролина, с 1999 по 2012 танцевала в Американском театре балета, в 2013 вернулась в Уругвай на положение прима-балерины.
Танцовщики
Давиде Дато – Абдерахман, «Раймонда», А.Глазунов/М.Петипа в редакции Р.Нуреева. Венский государственный балет
Родился в Италии, в городе Бьелла, учился в Балетной школе при Венской государственной опере и дополнительно – в Школе американского балета. В 2008 был принят в Венский государственный балет, в 2013 стал солистом, в 2016 – премьером.
Густаво Карвальо – Дон Хосе, «Кармен», Ж.Бизе/М.Хайде. Национальный балет Уругвая
Балетом начал заниматься при Компании Марсии Сампайо. В 2007 поступил в Бразильскую консерваторию танца в Рио де Жанейро, в 14 лет стал солистом Бразильской балетной компании, в 2015 был принят солистом Национального балета Уругвая, в 2016 занял положение премьера.
Джэ-У Ли – Карабос, «Спящая красавица», П. Чайковский/М.Хайде. Корейский национальный балет
Учится в балетной школе при Корейском национальном университете искусств. С 2011 танцует в Корейском национальном балете, где достиг положения премьера.
Бруклин Мак – Ведущая партия в «Теме с вариациями», П.Чайковский/Дж.Баланчин. Вашингтонский балет
Родился в штате Южная Каролина, с 12 лет учился балету в частной школе, затем, по стипендии, поступил в Кировскую академию балета в Вашингтоне. Был стажёром в Балете Джоффри в Чикаго, в студии Американского театра балета, 3 сезона танцевал ведущие партии в Балете Орландо и пять лет назад перешел на положение премьера в Вашингтонский балет.
Уго Маршан – Заглавная роль, «Ромео и Джульетта», С.Прокофьев/Р.Нуриев. Балет Парижской национальной оперы
Родился в Нанте (Франция), начал заниматься балетом в Национальной консерватории в Нанте, затем перешел в Балетную школу при Парижской опере. В 17 лет был принят в труппу, в 2015 стал первым солистом, в 2017 на гастролях труппы в Токио был удостоен звания Этуаль.
Денис Родькин – Солор, «Баядерка», Л. Минкус/М. Петипа в редакции Ю.Григоровича. Большой театр России
Родился в Москве, окончил хореографическое училище при Московском государственном академическом театре «Гжель» и был принят в труппу Большого театра России. В 2013 окончил педагогический факультет Московской государственной академии хореографии. Премьер Большого театра.
Джеффри Сирио – Колас, «Тщетная предосторожность», Ф.Гертель/Ф.Аштон; Заглавная роль, «Блудный сын», С. Прокофьев/Дж.Баланчин. Американский театр балета
Начал профессиональное обучение в Молодёжном балете центральной Пенсильвании (США), продолжил его в Школе Бостонского балета и танцевал в сезоне 2007/2008 в Бостонском балете II. Занимался в Школе Балета Орландо (Флорида), в 2009 вернулся в кордебалет Бостонской труппы, в 2011 был переведен в солисты, в 2012 – стал премьером. В 2015 перешел солистом в АБТ, в начале сезона 2016/2017 получил там звание премьера.
Жюри Бенуа де ла Данс – 2017
Юрий Григорович – Председатель
Хулио Бокка – Художественный руководитель Национального балета Уругвая
Первый лауреат Бенуа де ла Данс родился и учился балету в Буэнос-Айресе, занимаясь сначала со своей матерью, танцовщицей и педагогом, а с 1974 года в Высшем Институте искусств при Театре Колон. В 1981 он танцует в Камерном балете при театре Колон, через год становится солистом в труппе под руководством Флеминга Флиндта, затем переходит на положении премьера в компанию Тересы Кареньо в Венесуэле, а в 1983 его принимают в Балет театра Колон. В 1985 он выигрывает Золотую медаль на конкурсе в Москве и с 1986 по 2006 является премьером Американского театра балета, танцуя, в основном, с Алессандрой Ферри. С 2010 – художественный руководитель Национального балета Уругвая.
Светлана Захарова – Прима-балерина Большого театра России
Дважды лауреат Бенуа де ла Данс, родилась в Луцке (Украина), училась в Киевском Хореографическом училище и последний год - в Академии русского балета им. А.Я.Вагановой в Петербурге в классе Елены Евтеевой. По окончании Академии была принята в труппу Мариинского театра, где работала с Ольгой Моисеевой, а в сезоне 2003/2004 перешла в Большой театр России, её педагогом стала Людмила Семеняка.
Сю-Джин Кан – Художественный руководитель Корейского национального балета
Родилась в Сеуле, училась в Академии классического танца им. Принцессы Грэйс в Монте-Карло у Марики Безобразовой до 1985. С 1986 по 2016 была солисткой, а затем прима-балериной Штутгартского балета. В 1999 получила Бенуа де ла Данс за исполнение партии Маргариты Готье в балете Джона Ноймайера «Дама с Камелиями». С 2014 является художественным руководителем Корейского Национального балета.
Джули Кент – Художественный руководитель Вашингтонского балета
Родилась в штате Мэриленд (США), начала учиться балету там же, в Академии Юношеского балета, и посещала летние курсы Американского театра балета II и Школы американского балета (основанной Джорджем Баланчиным), была принята стажёром в Американский театр балета в 1985, в 1986 – зачислена в кордебалет. В 1990 она стала солисткой, в 1993 –прима-балериной. В 2000 получила Бенуа де ла Данс за миниатюру Джерома Роббинса «Другие танцы». Закончив 30-летнюю танцевальную карьеру, в 2015 она была назначена директором Летних курсов при АБТ, а с сезона 2016/2017 взяла на себя руководство столичным Вашингтонским балетом.
Манюэль Лёгри – Художественный руководитель Венского государственного балета
Родился в Париже, учился в Школе при Балете Парижской оперы, по окончании, в 1980 был принят в труппу, в 1986 получил от Рудольфа Нуреева звание Этуаль. В 1998 выиграл Бенуа де ла Данс за исполнение роли Фридери в «Арлезианке» Ролана Пети. С 2010 возглавляет Венский государственный балет.
Брижит Лёфевр - Экс-директор Балета Парижской Оперы, Художественный руководитель Бьеннале танца в Каннах
Училась в Школе при Балете Парижской Оперы, по окончании поступила в труппу, заинтересовавшись другими направлениями танца, посещала курсы Пола Тэйлора, Алвина Николаиса, Мерса Каннингэма. В 1972 оставляет Оперу и вместе с Жаком Гарнье организует свою труппу «Театр тишины». С 1980 самостоятельно руководит труппой, преподавая как классический танец, так и современные направления. В 1985-1987 занимает ответственные посты, связанные с танцем, в Министерстве культуры, в 1992 возвращается в Оперу на административную должность и в августе 1995 становится Директором балетной труппы, оставаясь в этой должности до ноября 2014.
Йорма Эло – Хореограф
Родился в Хельсинки, учился балету в Школе при Финском национальном балете и в 1979-80 в школе Кировского балета в Ленинграде. Танцевал в Финском национальном балете, в Балете Кульберг под руководством Матса Эка и с 1990 – 15 лет в Нидерландском театре танца. В 2000 дебютировал как хореограф в Балете Альберты в Канаде, с 2005 по 2015 – постоянный хореограф Бостонского балета. В 2011 получил Бенуа де ла Данс за «Сон в летнюю ночь» в Венском государственном балете.